В древнейших культурах Востока, Передней Азии, Египта и Африки часто встречается магический знак анх.
Этот крест объединяет в себе два символа - крест виде двух пересекающихся под прямым углом линий, который обозначает четыре стихии: солнце,
огонь, ветер и воду (символ жизни); и круг символ вечности). У египтян такой крест также символизировал соединение мужского и женского начал,
Осириса и Исиды, союз небесного и земного. Позже этот знак олицетворял жизнь, бессмертие, скрытую мудрость и многое другое.
Тау-крест по форме напоминает последнюю букву древнееврейского алфавита "тав" (по-гречески "тау").
Древние египтяне считали символом плодородия. В библейские времена тау-крест означал конец мира, был знаком Каина, а также символом ожидания
Мессии.
Свастика (санскр. "благоденствие") - знак в форме равноконечного креста с загнутыми под прямым углом концами. В странах Востока это
древний символ вечного движения, огня, жизни, так как он изображает вращательное движение. В эпоху геометрического стиля в искусстве Древней Греции (XI-VIII вв. до н. э.)
этот знак повлиял на вид орнамента который носил название меандр. В России он также широко применялся в оформлении интерьеров, дворцов, чугунных решеток, использовался
в прикладном искусстве VIII - XIX вв. Новый смысл крест приобрел в христианский период, когда объединились два его символических значения - источник бессмертия и орудие казни
Иисуса Христа. Крест стал священным символом вечной жизни избавления от страданий. Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом издавна был у христистиан предметом величайшего
почитания. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III столетии некоторые христиане рисовали крест даже у себя на лбу, несмотря на то что по этому признаку их
узнавали во время гонений. Из актов VII Вселенского собора известно, что в правление императора Диоклетиана (III в.) мученики Прокопий и Орест носили изображение креста на груди.
Язычники в насмешку называли христиан крестопоклонниками.
До эпохи Константина I Великого (IV в.) христиане чаше воздерживались от изображения креста как такового, заменяя его монограммой,
состоявшей из первых букв имени Христа по-гречески - X ("хи") и Р ("ро"), иногда ее помещали в круг. Существует предание, что эта монограмма явилась на небе Константину Великому.
На многих русских иконах можно видеть этот символ Христа.
В IV в. в монограмму начали помешать крест греческой формы (равноконечный). Были введены буквы "альфа" и "омега", указывающие,
что Иисус Христос единосущен Богу Отцу. Позже такой крест в России получил название корсунского, так как св. Владимир привез его в Киев из Корсуни (Херсонеса).
Древнейший образец креста такой формы находится в Успенском соборе Московского Кремля.
Ha Западе у католиков и христиан других направлений повсеместно используется четырехконечный, удлиненный по вертикали крест (иногда с утолщениями на концах).
Латинский крест, как его называют, венчает лютеранскую церковь Святых апостолов Петра и Павла в Москве, костел Св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и многие другие храмы.
Равноконечный греческий крест - в раннем христианстве символ Христа - распространился в Восточной Европе. В форме греческого креста с большим куполом в центре строились византийские крестово-купольные храмы.
Этот стиль полностью оформился уже к V в. (церковь Св. Давида в Салониках, Греция). Он получил широкое распространение в зодчестве Древней Руси после принятия христианства. Пример тому Пятницкая церковь в Чернигове.
Чаше всего равноконечный крест венчал шар-державу, символизирующую власть. Греческий крест можно также видеть на "Цapь-колоколе" в Московском Кремле и на шпиле Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.
Вопрос о форме креста имеет очень важное значение для Русской Православной церкви, которая допускает использование восьмиконечного, шестиконечного (практически не встречающихся на Западе) и четырёхконечного крестов.
Однако старообрядцы признают единственно правильной формой креста восьмиконечную. Они считают, что только восьмиконечный крест является Крестом Спасителя.
Короткая верхняя поперечная перекладина называется "титулус" и обозначает дощечку с надписью: "Иисус Назарянин Царь Иудейский", прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус - подножие.
Наклонный брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) - нераскаявшийся грешник,
душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус - из кипариса, поперечный - из финикового дерева, подножие - из кедра, а дощечка с надписью - из масличного дерева.
По традиции восьмиконечный крест венчает купола большинства православных храмов.
Помимо восьмиконечного на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и трилистника, совмещенного с якорем. Крест в виде трилистника является символом
Святой Троицы, а якорный крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христовой, стекающей с креста. Подобные кресты венчают купола
Благовещенского собора Московского Кремля.
В России особым почетом пользуется крест св. Андрея Первозванного - первого из апостолов Иисуса Христа. В "Повести временных лет" сказано, что Андрей дошел по воде до тех мест,
где в будущем предстояло возникнуть Киеву, и благословил их.
По преданию, св. Андрей был распят в греческом городе Патры на сложенном из двух брёвен косом кресте.
Киевская Русь видела в св. Андрее покровителя русской государственности. В императорской России он стал патроном государства и русского военно-морского флота. В 60-х гг.
XVII в. Пётр I учредил Андреевский флаг, на котором изображён синий косой крест на белом фоне, а позже - орден Св. Андрея Первозванного.
Мальтийский, или восьмиконечный, крест - символ рыцарского ордена Св. Иоанна Иерусалимского (госпитальеров), основанного в XII в. во время крестовых походов. Главная резиденция
ордена с XVI в. находилась на острове Мальта в Средиземном море. Во времена правления Павла I она была перенесена в столицу Российской империи. Мальтийский крест стал в России
символом воинской доблести. Император Павел I собственноручно пожаловал А. В. Суворову мальтийский крест накануне его похода в Северную Италию.
Мальтийский крест украшал фронтон великолепного Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге, подаренного Павлом I Мальтийскому ордену. Во дворце, построенном итальянским архитектором
Растрелли, позже располагался Пажеский корпус, а до недавнего времени - Суворовское училище. О временах мальтийских рыцарей напоминают кресты на сводах дворцовой церкви,
на бронзовых люстрах, а также витражи с мальтийской символикой.
В среде Мальтийского ордена насаждался дух рыцарства. Каждый член ордена носил серебряный перстень с мальтийским крестом.
Свое существование в России орден закончил при императоре Александре I. В 1817 г. специальным указом российским подданным было запрещено носить или получать мальтийские кресты.
Крест св. Петра с IV в. считается символом апостола Петра, который, по преданию, был распят вниз головой в 65 г. во время правления императора Нерона.
Это лишь основные разновидности креста, встречающиеся в православной культуре.