Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 7(55), июль, 2009 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
СТРАТЕГИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Фото: Бабурин А.И. 24 апреля 2009 г. в Центре информационных технологий компании "Гарант", зарегистрированной в качестве информационного агентства, состоялось интернет-интервью с министром Правительства Москвы, руководителем Департамента продовольственных ресурсов Александром Ивановичем БАБУРИНЫМ.

В ходе интернет-интервью были освещены важные вопросы государственной политики в области обеспечения продовольственной безопасности столицы: задачи, приоритетные направления, законодательное регулирование.

Ответы А.И. Бабурина на вопросы ведущего компании "Гарант" и представителей других СМИ публикуются с некоторыми сокращениями.




— Александр Иванович, какие наиболее важные задачи Вам приходится решать в настоящее время?

— Прежде всего, я хотел бы сказать, что вопросами обеспечения продовольственной безопасности занимается не только наш Департамент. Москва - мегаполис, и речь идет не только конкретно о границах города, но и всего региона с примыкающими территориями, которые невозможно обеспечить действиями одного лишь Департамента, организующего массовую поставку основных видов продовольствия. Продовольствие, или сырье, из которого оно вырабатывается, необходимо переработать, реализовать, где-то сохранить, поэтому в системе органов управления у нас существует три Департамента, которые занимаются в целом организацией этого процесса: Департамент продовольственных ресурсов, Департамент науки и промышленной политики и Департамент потребительского рынка и услуг. Как известно, Москва потребляет в сутки более 32 тысяч тонн продовольствия, т.е. 32 железнодорожных состава в сутки мы должны привезти, переработать и продать. А чтобы обеспечить продовольственную безопасность, нужна целая система, целый комплекс мер, и Москва обладает такой системой.

Вы знаете, что на территории столицы ничего не растет, не воспроизводится сельхозсырье, лишь покупается из регионов РФ или из дальнего или ближнего зарубежья, перерабатывается, продается. Тем не менее, по итогам 2008 года темпы роста цен на хлеб в Москве в 2,5 раза ниже, чем в РФ. Это значит, что в Москве реализован комплекс мероприятий, которые позволяют проводить политику сдерживания роста цен. В целом цены в Москве, начиная с 2003 года, отстают от темпов роста цен по России и в отдельных регионах РФ, которые имеют собственное сельхозпроизводство для внутреннего обеспечения и для продажи Москве.

— Департаментом осуществляются товарные интервенции, направленные на стабилизацию конъюнктуры продовольственного рынка. Насколько они эффективны?

— Одним из направлений деятельности Департамента является создание на бюджетные средства запасов продовольствия. Например, по зерну город имеет принадлежащие Правительству Москвы запасы в размере 100 тысяч тонн, из которых впоследствии производится мука и выпекается хлеб. За наличием и состоянием данных запасов следит непосредственно мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, а Департамент является органом исполнительной власти. Наша задача заключается в том, чтобы после уборки урожая купить зерно по максимально низкой цене. Кроме того, нам необходимо эффективно его сохранить, чтобы на определенном этапе, когда, например, начнется рост цен, мы смогли бы предложить на рынке более дешевую продукцию.

Когда в России рост цен на зерно превышает определенные рамки, мы предлагаем более дешевое зерно и держим по полгода конечную цену на хлеб без изменения. Например, весной возникла ситуация с повышением цен на отдельные виды продовольствия, по которым мы зависим от импортных поставок, например, на сахар. Когда начался резкий рост цен до уровня 25% за месяц, мы выпустили сахар, который лежит в наших резервах по цене на 5-7 рублей ниже рыночной. Фото

В этом году, учитывая, что определенные категории населения имеют проблемы с доходами, мы стали реализовывать сахар в сеть социально аккредитованных магазинов, задача которых - снабжать малоимущие слои населения. Разница цен в 10 рублей для пенсионеров, наверное, сыграла некоторую роль. Более того, появление в определенном сегменте торговли более дешевого продукта, оказывает влияние на сдерживание цен в рознице вообще. Мы заметили, что уже с середины апреля 2009 года прирост цены на сахар в Москве пошел более медленными темпами.

Не может быть прямого воздействия на цену, так как сегодня это по закону невозможно. Создание условий, способствующих косвенному сдерживанию цен, помощь незащищенным категориям населения в период резкого роста цен - важные направления политики продовольственной безопасности.

— Какие меры принимаются Департаментом по обеспечению качества и безопасности пищевой продукции, в том числе, содержащей ГМО, которая поставляется на потребительский рынок города Москвы?

— Москва - один из немногих регионов РФ, который в 2006 году принял свой региональный Закон города Москвы "О продовольственной безопасности", конкретно прописывающий запрет на продовольствие с использованием ГМО. В частности, у нас запрещены поставки в город, в том числе, и за бюджетные средства, различных видов продовольствия, которые могут нести в себе ГМО. То есть, когда мы оказываем финансовую поддержку предприятиям пищевой или перерабатывающей промышленности, оптовой торговли, когда мы закупаем продукцию в городской заказ или предназначенную для школьного питания, или в городские резервы, существует жесткое требование, что продукции с содержанием ГМО в данном секторе быть не должно. Фото

— В основе решения вопросов обеспечения продовольственной безопасности лежит социально-экономическая политика Москвы, направленная на рост доходов населения. С учетом нестабильной экономической ситуации о повышении уровня доходов населения в последнее время говорить не приходится. Отражается ли сложившаяся ситуация в экономике на продовольственном обеспечении города?

— С четвертого квартала 2008 года покупательская способность населения стала в конкретном выражении снижаться. Тенденция составляет где-то процентов 80-85 от уровня прошлого года. С одной стороны, нас это несколько настораживает, потому что мы, прогнозируя дальнейшее развитие событий, должны знать и учитывать, какое количество продовольствия, в каком ассортименте обязательно должно быть доставлено в Москву.

Но могу сказать: несмотря на сокращение доходов и покупательской способности, мы, тем не менее, не снижаем уровень обеспечения города основными видами продовольствия и не планируем этого делать, потому что нельзя вызвать у населения сомнения в том, что в городе есть текущие остатки, необходимые для стабильного снабжения, что в городе снизились резервы.

— Какими нормативно-правовыми актами закреплены, и каковы нормы потребления основных видов продуктов питания на душу населения в Москве на 2009 год?

— У нас есть несколько научных медицинских организаций, которые разрабатывают рекомендуемые медицинские нормы. На сегодняшний день учитывая, что уровень доходов москвичей существенно выше, чем уровень доходов среднестатистического россиянина, москвичи питаются гораздо лучше, чем жители многих регионов. Однако по таким важным продуктам, как мясо, молоко, яйцо, овощи, фрукты мы рекомендуемых норм пока не достигли.

Но динамика выхода на рекомендуемые показатели есть. Например, по рыбе и сахару мы их достигли.

— Действуют ли какие-либо программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2009-2010 годы?

— Без программ работать нельзя - иначе бессистемность. У нашего Департамента таких программ четыре: программа развития оптовой торговли, программного обеспечения продовольствием в необходимых количествах на год и на три года, а также программа интеграции московских оптовых предприятий с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России.

Хотел бы напомнить: в 2003 году на заседании Правительства обсуждался вопрос о развитии интеграции наших предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности с сельхозпроизводителями. Мы выдвинули такой тезис: имея в управлении значительные средства, нам интересно не только покупать излишки продовольствия в регионах РФ или за рубежом, а стратегически важно и необходимо производить силами наших предприятий в сельскохозяйственных регионах РФ и гарантированно поставлять в город определенные виды продовольствия. Была сформирована программа интеграции наших предприятий. Город выделил на поддержку усилий бизнеса в этом направлении около полутора миллиардов рублей. Мы договорились с бизнесом в рамках частно-государственного партнерства, что половину средств в сельхозпроизводство вкладывает инвестор, т.е. собственник бизнеса, а другую половину ему дает город в виде бюджетных кредитов. Какого же было наше удивление, когда буквально через полтора года мы увидели, что если город дал единицу средств, то бизнес вложил 15 таких объемов. Во время бесед с руководителями коммерческих предприятий мы услышали, что при всей значимости финансовой поддержки им гораздо важнее внимание государства, органов управления и города в этом вопросе. Потому что оно проявляется не только в кредитах, но и в развитии отношений с управлением регионов, в организации сотрудничества с органами исполнительной власти.

Сегодня почти треть плодоовощной продукции, которую мы получаем из регионов РФ, производится самими нашими городскими предприятиями. И в целом вопросы самообеспечения за счет интеграции для нас имеют принципиальное значение.

— По решению Правительства Москвы в 2009 году увеличен городской продовольственный резерв. Скажите, пожалуйста, для чего это делается?

— У нас есть определенные волнения на предмет того, как будут развиваться дальше события в связи с перерастанием финансового кризиса в экономический. Вызывает тревогу определенный круг предприятий, которые в этих условиях могут снизить эффективность своего участия в обеспечении города продовольствием. Есть случаи выбывания из этого процесса целого ряда крупных компаний, которые попали в зону банкротства, а некоторые сегодня находятся в предбанкротном состоянии. Естественно, для того, чтобы подстраховаться, мы подготовили предложения мэру Москвы Юрию Михайловичу Лужкову. Он поддержал их.

Что конкретно имеется в виду? Мы предложили расширить ассортимент продуктов, которые закупали в городской заказ и в городской резерв и увеличить их объемы. Например, до сих пор мы держали в резерве по мясу 1000 тонн, сегодня уже получили средства и объявили конкурс на увеличение этой цифры до 10 тысяч тонн. Для системы школьного питания у нас были приготовлены только овощи "борщевого" набора, сейчас также включены мука, чай, соль, сахар и другие виды продовольствия.

Мы увеличиваем резервы для того, чтобы никакие возможные колебания на рынке не позволили нам допустить сбои в обеспечении продовольствием больниц, дошкольных учреждений, предприятий высшего, среднего образования, домов престарелых, т.е. всех социальных, бюджетных сфер города. Поэтому москвичи в этом отношении могут быть спокойны.

— Расскажите, пожалуйста, об основных задачах Единой городской автоматизированной информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы.

— Когда называется цифра ежедневно потребляемого городом продовольствия в 32 тысячи тонн, все должны прекрасно понимать, что удержать информацию о таком количестве продовольствия, о каналах поступления его в город, о том, где оно хранится, где оно сосредоточено, как оно должно обращаться, сколько сегодня мы съели, сколько завтра надо привезти - практически невозможно. Поэтому мы создали информационную систему, которая ведет постоянный мониторинг за количеством ресурсов: сколько прибыло, сколько находится в обороте, сколько потреблено, какова цена, откуда мы получили этот продукт, куда он предназначен. Эту систему, как техническое обеспечение политики продовольственной безопасности, мы разработали и, начиная с позапрошлого года, запустили в промышленную эксплуатацию. Мы имеем связь с каждым предприятием оптовой торговли, с каждым предприятием пищевой или перерабатывающей промышленности и непрерывно ведем сбор информации.

Сегодня сам мэр или представитель любого органа исполнительной власти Москвы одним нажатием кнопки может получить полную информацию о потребностях города по различным видам продовольствия, о наличии этих видов продовольствия в городе, о поступлении, возможном расходе, о ценах на них и прочую необходимую для принятия решений информацию. Фото

Есть и вторая сторона у этой системы: предприятиям интересно знать, каковы запасы для их бизнеса, какова складывающаяся цена, где находится товар, как эффективно в этих условиях можно использовать свои ресурсы или поделиться ими с Правительством города, что необходимо срочно продать, а что придержать. Т.е. и для бизнеса, и для органов управления это очень интересная информация, и мы ее в режиме реального времени обновляем.

— Александр Иванович, Вы не могли бы обрисовать ценовую ситуацию на рынке? Есть ли у Вас опасения, что какой-то товар начнет дорожать, или наоборот, есть надежда, что цены снизятся?

— В нашей ситуационной комнате, где информационная система показывает результаты изменений на продовольственном рынке и в тоннах, и в рублях, вы можете увидеть информацию по изменениям не только за неделю, но и за каждый день по каждому наименованию продовольствия. Система, поскольку существует три года и накопила определенную базу данных, способна вам показать, как развивалась ситуация по конкретному продукту, скажем, по свежим овощам или картофелю, в прошлом году, в позапрошлом. А, имея сегодняшние показатели, она вам может спрогнозировать, что может произойти на рынке. Поэтому мы и прогнозируем, что может произойти на рынке - для того, чтобы выработать меры управленческого характера, чтобы воздействовать на эту ситуацию.

На текущий момент по 250 видам продовольствия у нас имеется информация, связанная с объемами, ассортиментом, ценами и с изменением тенденций на рынке. Мы знаем потребности города и можем составить баланс между спросом и предложением. Поддержание этого баланса, недопущение разрыва более 30% - наша главная задача.

— Конкретный вопрос: будет ли дорожать в ближайшее время молочная продукция?

— На сегодняшний момент закупочная цена на молоко имеет тенденцию к снижению. Когда коровы выйдут на поля, начнется период увеличения производства молока, и ценовые тенденции изменятся. Мы с вами начнем потреблять летом больше натурального молока, а не кисломолочную продукцию. И цена на молоко может повыситься в пределах базовой инфляции. Фото

Иногда происходят еще и параллельные процессы, которые развивались особенно заметно в первом квартале текущего года из-за удешевления рубля и удорожания доллара на 30%. Соответственно начали расти в цене все продукты, которые мы получаем из-за рубежа, рассчитываясь долларом. Это частично повлияло на рост цен на сахар, мясо. А помимо того, на стоимости молока, например, сказываются еще и сезонные инфляционные процессы. Сейчас очень много овощной продукции и ранних фруктов пойдет из-за рубежа. Естественно, из-за того, что доллар укрепился по отношению к рублю по сравнению с прошлым годом, эта продукция обойдется нам с вами дороже.

— Улучшается ли ситуация по мясу хотя бы на процент, на два? Или Вам удаётся только всего лишь удерживать ситуацию?

— Давайте сначала уточним, что мы понимаем под мясом. Если под мясом мы подразумеваем мясо птицы, то с ним сегодня проблем в России нет. Мы себя в полном объеме пока не обеспечиваем, но динамика в развитии птицеводства - положительная. Более 10% в год мы прирастаем в этом виде продовольствия.

Здесь роль сыграло несколько факторов: инвестиции и политика Правительства в развитии птицеводства, также быстро откликнулся бизнес. Птица воспроизводится за год. Это быстроразвивающийся сегмент производства мяса. Чуть медленнее растет производство свинины, но тоже с положительной динамикой. Т.е. здесь у нас есть определенная уверенность в динамике и в наших позициях. Вот с говядиной хуже, поскольку, чтобы корову или быка вырастить, должно пройти минимум 2-3 года. А учитывая, что у нас зависимость по говядине оставляет более 80%, из-за девальвации происходит рост цены этого продукта. В целом же по мясу, если сложить птицу, свинину, говядину, баранину, ситуация более-менее стабильная.

Если бы вы меня спросили, за какие виды продовольствия мы спокойны, я бы сказал: производство картофеля и овощей, сахара, растительного масла, зерна, сухого молока. Но там, где мы зависим от импортных поставок, конечно, проблемы существуют.

Сегодня потенциал, которым обладает Россия, позволяет нам сделать вывод, что в принципе - при внимании государства, при инвестициях в любой вид сельскохозяйственного производства - Россия основными видами продовольствия может себя обеспечить. Поэтому мы и говорим, что должен быть Закон о продовольственной безопасности России. Мы должны знать, куда бизнес должен направить свои усилия, какая федеральная и региональная поддержка должна на этих направлениях быть сосредоточена.

Газета "К столу москвичей", № 60, май, 2009 г.
(сайт Департамента продовольственных ресурсолв г. Москвы, www.mosprod.ru)



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: