Прослойка населения с доходами от 700 долларов на члена семьи только за последний год увеличилась почти наполовину. Высокая инфляция привела к тому, что не только мебель, одежду, бытовую технику, но и продукты питания мы покупаем такие же, как на Западе, и практически по той же цене или дороже. Дешевле пока остаются транспорт, коммунальные услуги и "социальные" продукты.
Однако сходство образа жизни и структуры потребления обманчиво: российский средний класс неоднороден и, в отличие от западноевропейского, в массе слабо зависит от ипотечных кредитов, не очень боится сменить работу и не доверяет пенсионной и финансовой системе. Ему ничто не гарантирует спокойную и стабильную жизнь. Он верит только в такую стабильность, которая заработана собственными руками на собственный страх и риск.
Я вам точно скажу, когда даже не мы сами, а друзья начали нас причислять к среднему классу. Было это три года назад, когда мы квартиру купили. Год в долгах сидели - все думали с женой, где бы подработать. Но зато потом деньги стали оставаться на руках, в Европу стали ездить отдыхать, - Алексей Кокшаров из Екатеринбурга работает в оптовой торговой компании и очень оптимистичен. Он принимает нас в своей однокомнатной квартире, но уже держит в мыслях покупку двухкомнатной, а к "Мазде 3", которая стоит под окном, хочет прикупить еще одну - для жены.
Алексей указал на важный символ среднего класса, как он понимался во времена возникновения западных обществ социальной стабильности, - жилье. Средний американец или европеец должен понимать, во сколько лет он начнет работать, какому доходу соответствует какой класс автомобиля, и какова степень престижности тех или иных магазинов, когда можно брать ипотечный кредит, когда он будет выплачен, и можно будет проводить время в турпоездках. Денежные стимулы работают на протяжении всей жизни: нужно менять машины, выплачивать кредиты, держаться за место, стремиться к карьерному росту и росту доходов. Соответственно рынок потребления должен обеспечивать не только "прожиточный минимум", но и разнообразие знаков социального престижа, необходимых на разных ступенях карьеры.
В Германии "пропуск" в такой средний класс обеспечивается чистыми доходами примерно в 1 тыс. евро в месяц, такие сейчас у 54% населения. Недавно аналитики из компании McKinsey опубликовали исследование "Германия-2020", согласно ему в ближайшие 12 лет 10 млн немцев перестанут считаться достаточно обеспеченными людьми. То есть, их относительное количество сократится до 46% из-за несоответствия социальных обязательств состоянию экономики.
Но в нашей стране одинакового по образу жизни социально стабильного большинства еще никогда не было. Хотя бы потому, что средние доходы по стране не дотягивают до уровня среднего класса (например, у медиков в госсекторе и многих бюджетников в большинстве регионов). И даже большая часть среднего класса быстро достигает того предела, когда вроде уже "все есть", а следующей большой семейной инвестиции, например покупки квартиры, не видно ни в какой реалистичной перспективе. Отсюда и некоторые особенности образа жизни людей с доходами чуть выше среднего: покупка новых автомобилей и туристические маршруты "не по средствам" (все равно на квартиру не хватит), практически безразличное отношение к чекам за еду и коммунальные услуги, относительно слабый интерес к разного рода скидкам и семейной экономии, слабое пока развитие вкладов и других игр в накопление, зато относительно большие вложения в образование детей.
Социологи отмечают и так называемую "вторичную бедность": это когда у человека хватает денег на самое необходимое, но сегодня он пойдет в дорогой ресторан с друзьями, а завтра будет сидеть на одном кефире. В последние годы возникло и новое явление, от которого страдают работодатели: начиная с определенного дохода, многие люди не заинтересованы в повышении зарплаты и в более статусной и интенсивной работе - они в этом смысле свободны от общества потребления, от кредитов, от обязательств. Возможность сделать следующий шаг в улучшении качества жизни кажется им призрачной, поэтому они, вместо того чтобы делать карьеру, предпочитают расслабиться и получать удовольствие.
В области потребления в чем-то россияне избыточно активны, а что-то им остается хронически недоступно. Для большинства это не только жилье, но и, например, здравоохранение: в случае чего все равно придется заплатить заранее неизвестную, но очевидно неподъемную сумму, так что ничего не спланируешь.
Две культуры потребления
Культуру потребления в России в ближайшее десятилетие будут определять все-таки не "вторичные бедняки", а люди, у которых есть внутренняя мотивация к работе и своя личная и семейная стратегия. При прочих равных стиль жизни и ценностные ориентиры у двух представителей среднего класса могут быть диаметрально противоположными. Причем стратегии эти сами по себе не хороши и не плохи. Они просто разные.
Как мы тратим
В отличие от жителей провинциального Липецка, которым деньги и тратить-то особо не на что, у среднего класса крупных городов больше возможностей. Хотя социологи говорят, что вывести общую формулу потребления среднего класса трудно. "В отличие от очень бедных и очень богатых средний класс крайне неоднороден, - утверждает Татьяна Малева, директор Независимого института социальной политики. - Люди с одними и теми же доходами, образованием и положением в обществе могут сильно отличаться в том, что касается расходов. На отдых за границу ежегодно выезжают 3% россиян. Значит ли это, что у нас к среднему классу относится 3% населения? Естественно, нет. Один поедет в Париж, другой - на рыбалку. Один купит себе смартфон и иномарку в кредит, а другой так и будет ходить со стареньким телефоном и ездить на отечественной машине. Один - молодой программист, второй - успешный профессор шестидесяти лет, который не покупает компьютер, потому что не умеет им пользоваться. В значительном числе случаев разница между этими людьми будет вовсе не в уровне доходов, а в жизненных ориентирах.
Расходы (% от совокупного бюджета) семей, относящих себя к среднему классу
Наименование / Страны |
Австрия |
Бразилия |
Польша |
Россия |
Туркмения |
Южная Корея |
Продукты питания, напитки, табачные изделия |
15,9 |
15 |
16,9 |
25 |
40 |
28 |
Транспорт и связь |
17,7 |
18 |
14,1 |
11 |
13 |
17 |
Образование |
0,3 |
2 |
3 |
3 |
0 |
11 |
Жилье, коммунальные услуги |
23,5 |
22 |
21 |
14 |
4 |
8 |
Отдых, развлечения |
12,3 |
15 |
15,5 |
13 |
1 |
5 |
Одежда, обувь |
6,6 |
6 |
6,5 |
10 |
15 |
5 |
Здравоохранение |
2,4 |
6 |
3 |
3 |
0 |
5 |
Мебель, бытовая техника |
7,1 |
8 |
6,3 |
7 |
15 |
4 |
Прочие потребительские расходы |
14,2 |
8 |
13,7 |
14 |
12 |
17 |
Цены (в долларах США) на товары и услуги в разных странах
(чей средний класс больше тратит)
Наименование / Страны |
Великобритания |
Германия |
США |
Россия |
Минеральная вода, 1 л |
1,4 |
1,4 |
1,7
|
1 |
Говядина, 1 кг |
13,5 |
16 |
19
|
12 |
Автомобиль "Мазда 3" 4-дв., 2,0 л, мех. коробка передач |
23924 |
31402 |
14865
|
23845 |
Рис, 1 кг |
2,36 |
2,71 |
5,75
|
1,30 |
Одноместный номер в гостинице в столице (Hostel) |
56 |
33 |
45 |
63 |
Бизнес-ланч |
44-123 |
40-56 |
15-40
|
6-10 |
1 минута разговора по мобильному телефону |
0,3 |
0,15 |
0,2 |
0,1 |
Электроэнергия, 1 кВт/ч |
0,13 |
0,22 |
0,20
|
0,09 |
Траты российского среднего класса постепенно приближаются к расходам среднего европейца. Цены на многие товары уже достигли европейского уровня, а порой и превзошли его. Хотя надо признаться, на некоторые товары мы тратим деньги легко и даже с удовольствием. Например, на автомобили. В 2007 году в России было продано почти 3 млн новых машин. Если добавить к ним секонд-хэнд из Японии, получится около 3,3 млн - столько же машин в год покупают немцы.
А вот мобильных телефонов мы покупаем пока в два раза меньше, чем они. Так что на какие-то товары потребительский бум еще впереди. Причем некоторые из них как раз характеризуют качество жизни. Например, как только человек начинает чувствовать себя обеспеченным, он перестает пить воду из-под крана и начинает покупать бутилированную. Тут мы от Европы отстаем, по данным маркетинговых исследований, россияне выпивают в среднем 24 литра бутилированной воды в год на человека, европейцы - 100-120. Даже такой незначительный, казалось бы, факт подтверждает, что наш средний класс еще не так велик, как нам бы хотелось.
То же самое и с разговорами по мобильному телефону. Хотя тарифы на мобильную связь в России немного ниже, чем на Западе, российские абоненты в основном привыкли на телефоне экономить: они тратят на него в среднем $20 в месяц, в то время как американцы - $30-40, а британцы - $81.
Россиянам нужно быть готовыми к росту цен на продукты, коммунальные услуги, электроэнергию - во многих случаях они пока очевидно ниже, чем в других странах. Впрочем, это вряд ли приведет к сокращению численности среднего класса: доходы россиян тоже растут довольно быстро.
Профессиональная структура среднего класса России в сранении с США
(зарплата в рублях)
Наименование / Страны |
Россия |
США |
Бухгалтер |
20.000,= |
107.000,=
|
PR-менеджер |
26.000,= |
143.000,=
|
Логист |
25.000,= |
128.000,=
|
Менеджер по маркетингу |
27.000,= |
193.000,=
|
HR-менеджер |
22.000,= |
126.000,=
|
Менеджер по продажам |
23.000,= |
173.000,=
|
Менеджер по рекламе |
29.000,= |
130.000,=
|
Программист |
36.000,= |
137.000,=
|
Юрист |
27.000,= |
215.000,=
|
Архитектор |
36.000,= |
133.000,=
|
Инженер-электронщик |
36.000,= |
159.000,=
|
Инженер-проектировщик |
25.000,= |
143.000,=
|
Профессор университета |
16.000,= |
154.000,=
|
Дантист |
34.000,= |
236.000,=
|
Хирург |
20.000,= |
263.000,=
|
Терапевт |
15.000,= |
108.000,=
|
Примечание к таблице. Желтым выделены представители среднего класса в своей стране.
Таблица позволяет сравнить профессиональный состав среднего класса в России и США. Американскую модель можно рассматривать в качестве социального образца для постиндустриального общества. В России, как видно из таблицы, профессиональная структура среднего класса довольно сильно отличается от американской. Большинство специальностей, представители которых составляют средний класс в США, в России до него не дотягивают даже по отечественным меркам. Разброс в абсолютных цифрах доходов велик по всем специальностям, но если российский программист получает «всего лишь» в 3,8 раза меньше американского коллеги, то университетский профессор — почти в то раз меньше. Мы исходили из того, что представителем среднего класса в России можно считать человека, получающего чуть больше $1000 в месяц. Стандартный представитель среднего класса в США зарабатывает около $100 тыс. в год: врач побольше, инженер поменьше.