Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 10(46), октябрь, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ

Грамотно преподнести себя через рекламу - тоже искусство!
НОВОСТИ от "ИЗВЕСТИЯ НАУКИ"
УЧЕНЫЕ МОДЕРНИЗИРУЮТ ОДНО ИЗ РАННИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА...
...ЕВРОПЕЙЦЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ХРАНИТЬ ВЕТЕР В ХОЛОДИЛЬНИКАХ

  

УЧЕНЫЕ МОДЕРНИЗИРУЮТ
ОДНО ИЗ РАННИХ ИЗОБРЕТЕНИЙ АЛЬБЕРТА ЭЙНШТЕЙНА


Ученые Оксфордского университета занимаются модернизацией одного из ранних изобретений Альберта Эйнштейна с целью создать экологически рациональную холодильную камеру, для работы которой не обязательно наличие электросети.

Современные холодильники известны своим разрушающим влиянием на окружающую среду. Принцип их работы базируется на сжатии созданных человеком газов - фреонов, значительно превосходящих по силе воздействия природные парниковые газы. Инженер-электрик из Оксфорда Малкольм Маккаллок, специализирующийся на "зеленых" технологиях, намерен создать достаточно мощную и в тоже время более безопасную для окружающей среды холодильную установку.


Маккаллок руководит работой группы инженеров, занятой созданием холодильного агрегата на основе изобретения, запатентованного в 1930 году Эйнштейном и его венгерским коллегой Лео Сцилардом. Прототип, построенный британскими учеными, не имеет подвижных элементов, его система охлаждения основана на применении сжатых газов: бутана, аммиака и водяных паров.

Эта система получила практическое применение на ранней стадии развития индустрии, однако вскоре уступила место более эффективным фреоновым компрессорам. Маккаллок считает, что некоторые изменения в схеме Эйнштейна позволят повысить эффективность системы в четыре раза. Но ученый не намерен останавливаться на этом: он планирует получать необходимую для нагрева помпы энергию с помощью Солнца.

Маккаллок считает, что отсутствие подвижных деталей, сокращающее потенциальные расходы на сервисное обслуживание, и альтернативное электроснабжение могут сделать будущую модель идеальным вариантом для сельской местности.

Группа Маккаллока не одинока в поисках лучших решений в области холодильных установок. Инженеры из Кембриджа работают над созданием системы охлаждения с применением магнитных полей и специального сплава. Об этом сообщает "Компьюлента" со ссылкой на Guardian.

СПОРЫ РАСТЕНИЙ "ЗАПИСЫВАЮТ" ИНФОРМАЦИЮ
О СОСТОЯНИИ ОЗОНОВОГО СЛОЯ ЗЕМЛИ


Споры растений "записывают" информацию о состоянии озонового слоя Земли, благодаря чувствительности к ультрафиолету, что поможет ученым изучить историю "озоновых дыр", говорится в статье, опубликованной британскими специалистами в журнале Nature Geoscience.

Наблюдения за озоновым слоем Земли ученые начали проводить с 1920-х годов с помощью наземных спектрофотометров, а более точные измерения стали доступны только с началом запуска специальных спутников во второй половине 1970-х годов. Теперь можно получить информацию о состоянии озонового слоя миллионы лет назад благодаря методу, разработанному группой исследователей под руководством доктора Барри Ломакса (Barry Lomax) из университета Ноттингема.

Ученые исследовали споры растения плауна булавовидного и обнаружили, что под воздействием жесткого ультрафиолетового излучения в их стенках накапливаются защитные вещества. По количеству этих веществ можно судить о силе ультрафиолетового излучения во время образования спор и, следовательно, можно получить информацию о состоянии озонового слоя Земли.

Авторы нового метода с его помощью получили данные о содержании озона в атмосфере с 1907 по 1993 год и обнаружили, что они соответствуют полученным с помощью непосредственных измерений.

"Наш метод работает в том случае, если споры были нагреты не более чем до 200 градусов, поэтому мы без проблем можем исследовать состояние озонового слоя миллионы лет назад", - отметил доктор Ломакс.

В ближайшее время ученые намерены реконструировать озоновый слой голоцена - до 10 тысяч лет назад. По их словам, эта информация поможет оценить, насколько изменения в озоновом слое Земли в настоящее время вписываются в естественные исторические колебания.

Озон - трехатомная молекула кислорода. Слой озона в атмосфере, защищающий все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения, был открыт в 1913 году. В 1985 году впервые была обнаружена озоновая дыра над Антарктидой диаметром свыше тысячи километров. Из-за возможной связи с появлением озоновых дыр в США и многих других странах в 1994 году были запрещены фреоны, используемые как хладагенты в холодильных машинах. Об этом сообщает РИА "Новости".

ОЗОНОВАЯ "РАНА" ЗЕМЛИ СТРЕМИТЕЛЬНО ЗАРУБЦОВЫВАЕТСЯ

Озоновая дыра над Антарктикой уменьшилась за последний год на 30% по сравнению с прошлогодним показателем. Потеря озона составила 27,7 млн. тонн, а в 2006 году - 40 млн. тонн. Эти данные были получены европейским спутником Envisat, сообщает официальный сайт ЕКА.

Потеря озона в атмосфере устанавливается посредством измерения площади и глубины озоновой дыры. В этом году площадь озоновой дыры составила 24,7 млн. кв. км, а минимальный уровень озона - 120 единиц Добсона (нормальной толщиной уровня озона считается 300 единиц Добсона). Учёные считают, что показатели этого года связаны с естественными колебаниями температуры и динамики атмосферы, - так что долговременной тенденции тут не просматривается. По словам Рональда Вандера из Королевского метеорологического института Нидерландов, несмотря на то, что в этом году озоновая дыра меньше, чем обычно, нельзя говорить о начале восстановления озонового слоя.

В предыдущий раз уменьшение размера озоновой дыры над Антарктикой было зарегистрировано в 2005 году. Однако в 2006 году площадь озоновой дыры вновь увеличилась до 27 млн. кв. км, то есть почти достигла рекорда 2003 года, когда её площадь равнялась 28 млн. кв. км.

На размеры озоновой дыры в основном влияют два фактора:

- Первый - концентрация хлоридов и бромидов в атмосфере. На протяжении долгого времени такие соединения использовались человеком в аэрозольных баллончиках и холодильной технике. Однако в 1995 году опасные химикаты были запрещены, после чего их уровень в атмосфере стал уменьшаться.
- Второй важный фактор - температура воздуха в атмосфере.

Температура ниже среднего приводит к большему разрушению озона в стратосфере, уточняет "Компьюлента".

ФОТОГРАФИИ ЛУНЫ ДОСТАЛИ ИЗ ХОЛОДИЛЬНЫХ КАМЕР

Фотографии Луны, сделанные во время полетов американских космических кораблей "Аполлон", впервые опубликованы в очень высоком качестве. Фотографии Луны, сделанные во время полетов американских космических кораблей "Аполлон", впервые опубликованы в очень высоком качестве.

На фотографиях, сделанных в 1970-х годах, Луна изображена в мельчайших подробностях. Однако эти снимки показывали только ученым, да и то очень немногим.

Затем НАСА поместило их в специальные холодильные камеры, чтобы они лучше сохранились.

Однако теперь специалисты из университета Аризоны отсканировали эти снимки и разместили в интернете.

"Мы отсканировали снимки с высокой глубиной цвета - 14 бит. Это означает, что в каждом пикселе можно разместить около 16 тысяч оттенков серого", - рассказал Би-би-си один из участников проекта профессор геологии Марк Робинсон.

"Стандартная глубина цвета при сканировании негатива - 8 бит. Таким образом, мы не только отсканировали снимки в очень высоком разрешении, показывая детали размером до пяти миллионных метра, но и с высокой глубиной цвета. Мы сделали это, чтобы сохранить столько исходной информации, сколько возможно", - объяснил он.

По его словам, отсканированные варианты снимков будут полезны и ученым, так как оргиналы не могут храниться вечно.

Многие из снимков лунной поверхности, сделанные НАСА, уже доступны в интернете через такие сайты, как Google Moon и прочие. Однако обнародованные теперь фотографии уникальны благодаря необычайно высокому качеству.

Так, размер одного из снимков лунной поверхности, уже опубликованных в сети, превышает один гигабайт.

Кроме того, специалисты говорят, что им удалось передать геометрическую точность размеров. Обычные сканеры могут слегка искажать изображение, однако они сумели решить эту проблему.

Между тем, новые фотографии Луны должны появиться после того, как НАСА запустит спутник для изучения этой планеты. Об этом сообщает BBCrussian.com.

ЕВРОПЕЙЦЫ ПРЕДЛОЖИЛИ ХРАНИТЬ ВЕТЕР В ХОЛОДИЛЬНИКАХ

Группа исследовательских организаций и университетов из Нидерландов, Дании, Испании и Болгарии развивают необычный проект "Ночной ветер", призывающий к созданию европейской системы хранения энергии, получаемой ветровыми электростанциями, в огромных складах-холодильниках.

Непостоянство ветровой энергии, вкупе с тем простым фактом, что ночью энергопотребление заметно падает, а днём - растёт, подтолкнуло европейских учёных к неожиданной идее: в качестве колоссальных аккумуляторов энергии, способных накапливать электричество от ветряков и в целом - стабилизировать расход энергии в сети, могут выступать гигантские склады-холодильники, расположенные по всему Старому свету.

Идея довольно проста и, главное, никаких особых изменений в существующих системах не требует. Просто ночью, когда потребление электричества падает, а ветровые станции продолжают работать как обычно (не останавливать же лопасти), их мощность должна направляться на то, чтобы понизить на один градус температуру в этих самых холодильниках. Всего на один градус против обычной нормы. Таким образом, энергия запасается в виде холода тысяч и тысяч тонн разнообразных продуктов, спокойно лежащих где-нибудь в Дании, Голландии или Франции. Днём же, когда потребление электричества растёт, все эти гигантские холодильники можно выключить, позволив температуре постепенно подняться на один градус, то есть вернуться к привычной норме.

И хотя сами по себе холодильники никакого электричества не производят, такое колебание температуры всего на градус с периодом в сутки, если оно будет применено во всех крупных холодильных складах Европы, по расчётам авторов проекта, эквивалентно появлению в общей энергосети аккумулятора ёмкостью в 50 тыс. мегаватт-часов!

Во второй половине 2007 года партнёры намерены показать работоспособность идеи, установив рядом с одним из крупнейших холодильных складов в Нидерландах - Partner Logistics Bergen op Zoom в Бергене, ветровую турбину и настроив электронную систему управления холодильником по описанному выше принципу, отмечает журнал "Мембрана".

СТИРЛИНГ ПО-РОССИЙСКИ

Ограниченные запасы углеводородного топлива и высокие цены на него заставляют инженеров искать замену двигателям внутреннего сгорания. Российский изобретатель предлагает простую конструкцию двигателя с внешним подводом теплоты, который рассчитан на любой вид топлива, даже на нагрев солнечными лучами. Создатель проекта двигателя Виталий Максимович Нисковских - конструктор, широко известный специалистам-металлургам не только в нашей стране, но и за рубежом. Он автор более 200 изобретений в области оборудования по разливке стали, один из основателей отечественной школы проектирования машин непрерывного литья криволинейных заготовок (МНЛЗ). Сегодня 36 таких машин, изготовленных под руководством В. М. Нисковских на Уралмаше, работают на металлургических комбинатах России, а также в Болгарии, Македонии, Пакистане, Словакии, Финляндии, Японии.

Рис.
Роторный двигатель внешнего сгорания состоит из двух цилиндров, соединенных двумя ветками трубопроводов - высокого и низкого давления (для наглядности роторы разнесены, хотя в действительности они находятся на одном валу). Рабочий газ движется в одну сторону, проходя последовательно нагреватель, большой цилиндр, теплообменник, холодильник
и малый цилиндр


В 1816 году шотландец Роберт Стирлинг изобрел двигатель с внешним подводом теплоты. Широкого распространения изобретение в то время не получило - слишком сложной была конструкция по сравнению с паровой машиной и появившимися позже двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

Однако в наши дни вновь возник острый интерес к двигателям Стирлинга. Постоянно появляется информация о новых разработках и попытках наладить их массовое производство. Например, на голландской фирме "Филипс" построили несколько модификаций двигателя Стирлинга для большегрузных автомобилей. Двигатели внешнего сгорания ставят на судах, на небольших электростанциях и ТЭЦ, а в перспективе собираются оснащать ими космические станции (там их предполагают использовать для привода электрогенераторов, поскольку двигатели способны работать даже на орбите Плутона).

Двигатели Стирлинга имеют высокий кпд, могут работать с любым источником теплоты, бесшумны, в них не расходуется рабочее тело, в качестве которого обычно применяют водород или гелий. Двигатель Стирлинга мог бы успешно использоваться на атомных подводных лодках.

В цилиндры работающего двигателя внутреннего сгорания вместе с воздухом обязательно заносятся частицы пыли, вызывающие износ трущихся поверхностей. В двигателях с внешним подводом теплоты такое исключено, поскольку они абсолютно герметичны. Кроме того, смазка не окисляется и требует замены значительно реже, чем в ДВС.

Двигатель Стирлинга, если его использовать как механизм с внешним приводом, превращается в холодильный агрегат. В 1944 году в Голландии образец такого двигателя раскрутили с помощью электромотора, и температура головки цилиндра вскоре понизилась до -190 °С. Подобные устройства успешно используют для сжижения газов.

И все же сложность системы кривошипов и рычагов в поршневых двигателях Стирлинга ограничивает их применение.

Проблему можно решить, заменив поршни роторами. Основная идея изобретения состоит в том, что на общем валу установлены два рабочих цилиндра разной длины с эксцентриковыми роторами и подпружиненными разделительными пластинами. Полость нагнетания (условно - сжатия) малого цилиндра соединена с полостью расширения большого цилиндра через канавки в разделительных пластинах, трубопровод, теплообменник-регенератор и нагреватель, а полость расширения малого цилиндра - с полостью нагнетания большого цилиндра через регенератор и холодильник.

Двигатель работает следующим образом. В каждый момент времени из малого цилиндра в ветвь высокого давления поступает некоторый объем газа. Чтобы заполнить полость нагнетания большого цилиндра и при этом сохранить давление, газ нагревают в регенераторе и нагревателе; его объем увеличивается, и давление остается постоянным. То же, но "с обратным знаком" происходит в ветви низкого давления.

Из-за разницы в площадях поверхности роторов возникает результирующая сила F = Dp(S6-Sм), где Dp - разность давлений в ветвях высокого и низкого давлений; S6 - рабочая площадь большого ротора; Sм - рабочая площадь малого ротора. Эта сила вращает вал с роторами, и рабочее тело непрерывно циркулирует, последовательно проходя через всю систему. Полезный рабочий объем двигателя равен разности объемов двух цилиндров. /Автор: В. НИСКОВСКИХ (г. Екатеринбург), доктор технических наук// Источник: "Наука и жизнь"/




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...


Авторские права © 2005-2017 // MARGARY@N

Партнеры:
[an error occurred while processing this directive]