Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 11, ноябрь, 2005 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА "ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ-2005
ОБЗОР НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

    

LOGO_ХОЛОДИЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ-2005 ОБЗОР

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ХОЛОДИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИИ. ПУТИ РЕШЕНИЯ"
г. Москва, 14 сентября 2005 г.

Конференция проведена в рамках выставки "Холодильное оборудование-2005" (г. Москва, "Крокус-экспо").

Организаторы - Российский Союз предприятий холодильной промышленности и ЗАО "Интер Экспо РСПП"

В конференции приняло участие 58 руководителей и специалистов профильных организаций из России, Молдовы, Беларуси, представитель Минпромэнерго.


На конференции председательствовал господин Багирян Э.А., исполнительный директор Россоюзхолодпрома. Видеофрагмент работы председателя: воспроизвести или скачать (463 КБ, 16 c) >>

Были заслушаны доклады:

4. Реализация закона о техническом регулировании в холодильной промышленности России. /Сапожников В. Б., проф., д.т.н., ответственный секретарь ТК 271 "Установки холодильные", директор АНОО "Учебный центр "Остров"/.


С момента вступления в силу закона о техническом регулировании (ТР) прошло более двух лет. Однако до сих пор по поводу этого закона продолжаются дискуссии и высказываются порой прямо противоположные мнения. Согласно последним данным Национального института технического регулирования (НИТР), опрос, проведенный рабочей группой Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по ТР совместно с НИТР среди специалистов отечественной промышленности, показал, что суть реформы, предусмотренной законом о ТР, представляют себе менее 3/4 опрошенных. При этом полностью реформу ТР поддерживают 42% респондентов, относятся к ней безразлично 43% и категорически против реформы 15%.

В связи с этим представляется целесообразным еще раз напомнить об идеологии, как положенной в основу реформы ТР, так и заложенной в законе о ТР. По мнению большинства экспертов, привлеченных к разработке этой идеологии, реформа ТР давно назрела и относится к одному из наиболее кардинальных преобразований отечественной экономики за последние 15 лет. По своим социальным, юридическим и экономическим последствиям эта реформа сопоставима только с изменениями форм собственности на средства производства.

На IX Международном экономическом форуме в июне 2005 года вопросам реализации реформы ТР в России был посвящен специальный круглый стол, организованный комитетом Совета Федерации по промышленной политике, на котором подчеркивалось, что необходимость реформы ТР обусловлена, главным образом, двумя причинами.

Во-первых, существовавшая до вступления в силу закона о ТР система формирования обязательных для исполнения технических требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, реализации и т.д. противоречила части 3 статьи 55 Конституции РФ, согласно которой право на предпринимательскую деятельность может быть ограничено только законом. Вместо этого в России действовал (и в нарушение требований Закона о ТР в ряде случаев продолжает действовать) правовой режим, основанный на ведомственных нормативных актах, издаваемых различными органами исполнительной власти, а также ГОСТах (по некоторым оценкам число таких документов перевалило за 100 тысяч, в том числе свыше 26 тысяч ГОСТов).

Во-вторых, при наличии большого количества обязательных норм, имеющих одинаковую юридическую силу, но зачастую противоречащих друг другу, контрольно-надзорные органы по собственному усмотрению решали, какие нормы необходимо соблюдать, а какие - нет, что привело к небывалым масштабам коррупции и вымогательства в большинстве секторов государственного управления.

В результате аналитическая группа Администрации Президента РФ пришла к выводу о полной неэффективности существовавшей ранее системы технического нормирования применительно к условиям рыночной экономики.

Таким образом, существо реформы ТР сводится к изменению характера, способов и условий вмешательства государства в рыночные отношения. Это может быть достигнуто путем решения следующих основных задач:
1.Полный отказ государства от регулирования потребительских свойств и качества выпускаемой продукции с одновременным переходом к добровольному соблюдению производителем требований стандартов качества и других потребительских свойств, которые являются инструментом повышения конкурентоспособности продукции.
Здесь сразу следует оговориться, что когда и если государство выступает как субъект рынка в виде заказчика (потребителя) какой-либо продукции, оно вправе и должно формулировать такие требования к ее качеству и другим потребительским свойствам, которые оно считает необходимым обеспечить. Однако эти требования перестают быть обязательными и исполнитель (подрядчик) как другой субъект рынка вправе сам решать, готов он или нет выполнять эти требования.
2.Концентрация государственного регулирования на вопросах обеспечения безопасности человека и охраны окружающей среды путем перехода на законодательные нормы прямого действия - федеральные законы.

В этих условиях основным инструментом технического регулирования становится предусмотренный законом о ТР новый вид документа - технической регламент, который должен иметь статус федерального закона.

Напомним, что такое технический регламент. Согласно определению, приведенному в законе о ТР, "технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ или Постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, а также зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). При этом следует иметь в виду, что только порядок принятия технических регламентов федеральным законом является основной формой. Все остальные допустимые порядки (Указ Президента, Постановление Правительства и т.д.) являются особыми и оговорены специальной статьей Закона о ТР, которая так и называется "Особый порядок разработки и принятия технических регламентов".

Процедура принятия технического регламента предусматривает соблюдение двух ключевых принципов реформы ТР:

  • Публичность процессов разработки, обсуждения и принятия обязательных требований к продукции;
  • Привлечение общества к процессам разработки и обсуждения обязательных требований.
  • Президент РФ вправе издать указ о техническом регламенте не придерживаясь данной процедуры. Однако закон говорит о том, что это возможно лишь в исключительных случаях, при возникновении обстоятельств, приводящих к непосредственной угрозе жизни или здоровью граждан, окружающей среде и т.д.

    Если регламент принимается международным договором, то такой договор не может заключаться на уровне министерств, ведомств или субъектов федерации, а должен быть ратифицирован законодателем на федеральном уровне.

    Правительство РФ имеет право издавать только временное постановление о техническом регламенте, которое может действовать до вступления в силу соответствующего федерального закона.

    Согласно статье 8 закона о ТР все технические регламенты делятся на два вида - общие и специальные.

    Главным признаком общего технического регламента является то, что он устанавливает минимальные по уровню исполнения требования, которые распространяются на любые виды продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

    Понятие "общий" означает, что данный регламент содержит инвариантные требования, не зависящие от специфики того или иного вида деятельности. В силу распространения общих технических регламентов в разной степени на все объекты ТР их принято называть "горизонтальными" регламентами (этот термин, в частности, присутствует в европейских системах технического регулирования).

    Специальные технические регламенты могут приниматься только для конкретных групп и видов продукции или других объектов технического регулирования и только в тех случаях, когда в силу специфики этих объектов для них требуется установить более высокий уровень требований, чем те, что установлены общими техническими регламентами. В силу того, что специальные технические регламенты задают такие требования к конкретным объектам ТР, которые являются дополнительными к требованиям общих технических регламентов (наращиваются вверх), их также называют "вертикальными" регламентами.

    Основными в законодательстве о ТР являются вопросы о том, какие требования включаются в технический регламент и как их определять количественно. Ответ на первый вопрос дает Закон о ТР. В соответствии с законом в регламент включаются только те требования, которые обеспечивают достижение следующих целей:
    1. Защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
    2. Охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
    3. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

    Достижение целей первых двух групп требований согласно Закону обеспечивается исчерпывающим перечнем показателей, не подлежащим изменениям и дополнениям. Напомним, что перечень показателей, которые определяют требования, обеспечивающие достижение целей технических регламентов, выглядит следующим образом:

  • Биологическая безопасность.
  • Безопасность излучений.
  • Взрывобезопасность.
  • Механическая безопасность.
  • Пожарная безопасность.
  • Промышленная безопасность.
  • Термическая безопасность.
  • Химическая безопасность.
  • Электрическая безопасность.
  • Ядерная и радиационная безопасность.
  • Электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.
  • Единство измерений.
  • Теперь о механизме формирования самих требований. Идеология, заложенная в законе о ТР, подразумевает, что любое требование должно формулироваться с учетом степени риска причинения вреда в случае его невыполнения. Но в этом-то как раз и заключается основная проблема формирования уровня требований. В соответствии с руководством ИСО/МЭК 51 "Аспекты безопасности" риск определяется как сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба. Повышая уровень требований, мы снижаем прогнозируемые затраты на компенсацию возможного ущерба от недостаточно безопасной продукции (деятельности). Однако при этом затраты предпринимателя будут расти. Очевидно, что должен быть некий оптимум, для которого суммарные затраты предпринимателя будут минимальными.

    Следует заметить, что затраты предпринимателя как хозяйствующего субъекта на обеспечение требуемого уровня безопасности могут включать не только прямые вложения в совершенствование технических способов повышения безопасности, но и страховые премии (взносы). Они могут выплачиваться предпринимателем страховым компаниям в тех случаях, когда исчерпаны все технические способы снижения риска, однако он остается все еще недопустимо большим. Вопросы страхования рисков и управление рисками - это самостоятельная тема, которая заслуживает отдельного рассмотрения. Здесь мы упомянули о ней только потому, что она непосредственно затрагивает проблему формирования требований технических регламентов.

    Теперь проанализируем, в каком состоянии находится реформа технического регулирования на современном этапе применительно к холодильной промышленности. Как известно, большинство холодильного оборудования в соответствии с законом о промышленной безопасности относится к опасным производственным объектам. Поэтому для холодильного оборудования проблема обеспечения безопасной эксплуатации в современных условиях становится как никогда актуальной.

    Промышленное и торговое холодильное оборудование, имеющееся сегодня в России, относится к такой категории оборудования, для которой характерны две специфических противоречивых тенденции.

    С одной стороны то оборудование, которое досталось отечественной холодильной промышленности в наследство от Советского Союза, имеет степень износа порядка 52…53%. За последние 10 лет с 1995 года эта цифра оставалась практически неизменной, поскольку ежегодно за этот период обновлялось не более 1,5% оборудования, при том, что выводилось из эксплуатации по причине полного износа около 1%.

    С другой стороны, после 1999 года ежегодный прирост холодильного оборудования, поступающего на рынок, главным образом импортного производства, либо собираемого в России из импортных комплектующих, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, составлял в среднем от 40% до 60%. Так, только за 2004 год было изготовлено около 200 тысяч единиц систем и агрегатов промышленного и торгового холодильного оборудования, что составило 160% по отношению к 2003 году.

    Такая бурная динамика роста парка холодильной техники, связанная с активным проникновением на российский рынок иностранных производителей, требует адекватного развития рынка услуг по эксплуатации и ремонту этой техники. Иными словами, достаточного количества и должного качества предприятий по сервисному обслуживанию холодильной техники, а также совершенствования системы государственного контроля и надзора за процессами эксплуатации и техническим состоянием холодильного оборудования.

    Кроме того, холодильное оборудование относится к той категории техники, для которой напрямую требуются контроль и надзор, предусмотренные международными договорами, то есть Монреальским и Киотским протоколами.

    Как же обстоит дело с предприятиями по сервисному обслуживанию, ремонту и монтажу промышленного и торгового холодильного оборудования в России сегодня?

    По нашим оценкам менее 10% этих предприятий представляют собой так называемые авторизованные и дилерские сервисные и монтажные организации. Они поддерживают тесные контакты с ведущими российскими и мировыми производителями. Их сотрудники проходят регулярное обучение, получая соответствующие сертификаты и свидетельства. На таких предприятиях налажена система контроля качества, как при монтаже, так и в процессе ремонта оборудования, соблюдаются правила охраны труда, налажена корпоративная дисциплина. Интересы и стандарты производителя требуют от авторизованных и дилерских предприятий соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и экологических требований. Все это признаки цивилизованного рынка услуг по монтажу и ремонту холодильной техники.

    Вторая группа предприятий относится к независимым организациям. В большинстве своем они были созданы на базе региональных отделений бывшей Торгтехники. Их доля на рынке составляет примерно 40%.

    И, наконец, в третьей группе находятся предприятия, которые мы условно назовем мастерскими по монтажу и ремонту холодильного оборудования. Они занимают не менее половины рынка. Эта группа наиболее неблагополучна в плане готовности к реформе технического регулирования. В этом секторе порой не соблюдаются элементарные требования технологии монтажа и ремонта оборудования, нарушаются санитарно-эпидемиологические и экологические нормы, отсутствуют какие-либо формальные гарантии и ответственность за предоставляемые услуги, что в конечном счете представляет несомненную угрозу безопасности людей и окружающей среде. Это та часть рынка, представители которой, не неся каких-либо существенных затрат по содержанию и развитию своего бизнеса (покупка оборудования, обучение персонала, контроль использования качественных комплектующих) привлекают потребителя демпинговыми ценами, уходят от налогообложения и требований надзорных органов. Присутствие их на рынке, помимо прямой угрозы безопасности и экологии, создает экономическую нецелесообразность деятельности предприятий, особенно начинающих, в условиях, предлагаемых государством для законопослушных предпринимателей. В конечном итоге такая деятельность наносит ущерб добросовестной конкуренции и становлению цивилизованного рынка. Одной из задач реформы ТР применительно к холодильной промышленности должно быть, по нашему мнению, создание таких условий, при которых этот сегмент рынка либо будет легализован и перейдет во вторую группу, либо исчезнет.

    Вместе с тем, вторая группа рынка услуг по монтажу, эксплуатации и ремонту холодильной техники также нуждается в реформировании в свете практической реализации закона о ТР. К числу проблем этой группы относятся следующие:
    1. Отсутствие притока квалифицированных кадров в связи с фактическим развалом существовавшей ранее системы начального и среднего профессионального технического образования и соответствующей системы переподготовки кадров, которая бы успевала за развитием холодильной техники. Понимая это, наш Учебный центр в определенной мере создает предпосылки для решения данной проблемы. Информацию о его работе можно получить, в частности, на сайте www.ostrov.ru.
    2. Сложность получения информации от производителя по технологии монтажа, эксплуатации и ремонта современного холодильного оборудования, особенно оснащенного современными системами управления с электронными компонентами и компьютерными блоками.
    3. Несовершенство сервисного оборудования, отсутствие систем контроля за его использованием, а порой и полное отсутствие самого оборудования.
    4. Отсутствие механизма регулирования допуска предприятий к отдельным видам работ, влияющим на безопасность эксплуатации холодильных систем, а также к работам, представляющим опасность для окружающей среды.

    Давая оценку ситуации на рынке сервисных услуг в области промышленного и торгового холодильного оборудования, можно отметить, что перечисленные проблемы во многом обусловлены недостаточной четкостью существующей нормативной базы и, в первую очередь, отсутствием соответствующего технического регламента.

    В свете изложенного, технический комитет по стандартизации № 271 "Установки холодильные" считает одной из главных задач разработку и принятие специального технического регламента с рабочим названием "О безопасной эксплуатации промышленного и торгового холодильного оборудования". В настоящее время для решения этой задачи ТК 271 совместно с Российским союзом предприятий холодильной промышленности (Россоюзхолодпром) создает Экспертный совет по холодильной технике. В состав этого совета должны войти ведущие специалисты различных структур, как государственных, так и коммерческих, занимающихся разработкой, изготовлением, монтажом и эксплуатацией холодильной техники, а также представители государственных надзорных и контролирующих органов исполнительной власти. Нельзя не отметить ту поддержку, которую нам оказывает Национальный институт технического регулирования во главе с его генеральным директором Д. Ю. Петровым. Именно благодаря поддержке НИТР удалось сформировать предложения по составу Экспертного совета и представить его на утверждение начальника экспертного управления администрации президента А. В. Дворковича. Кроме того, Д. Ю. Петров является одним из сопредседателей Экспертного совета по холодильной технике.

    В соответствии с задачей разработки и принятия специального технического регламента по безопасной эксплуатации холодильного оборудования экспертный совет планирует рассматривать следующие вопросы:

  • Разработка проекта специального технического регламента "О безопасной эксплуатации промышленного и торгового холодильного оборудования" (рабочее название);
  • Согласование позиций общества, государства и бизнеса при разработке проектов технических регламентов;
  • Обеспечение соответствия требований технических регламентов интересам национальной экономики, уровню развития техники, международным нормам и правилам;
  • Подготовка предложений по реализации процедур контроля и надзора, предусмотренных техническими регламентами.
  • Предлагаемый к разработке проект специального технического регламента не может быть создан в отрыве от смежных общих и специальных технических регламентов, предусмотренных Программой разработки технических регламентов на 2004-2006 годы, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 года №1421-р. Поэтому экспертный совет планирует принимать самое активное участие в публичном обсуждении этих регламентов, среди которых в первую очередь следует назвать такие как:

  • О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
  • О безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий;
  • О пожарной безопасности;
  • Об экологической безопасности;
  • О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением свыше 0,07 МПа;
  • О безопасности низковольтного оборудования и др.
  • Вместе с тем, основные положения регламента должны, прежде всего, отражать специфику требований, обеспечивающих безопасную эксплуатацию холодильного оборудования. В целях достижения должного уровня безопасности, следует, по-видимому, установить в регламенте на основе профессиональных стандартов определенную систему допуска предприятий сервиса к монтажу, эксплуатации и ремонту холодильного оборудования. Кроме того, профессиональные стандарты должны устанавливать требования к квалификации персонала и технической оснащенности предприятий сервиса. В этом случае профессиональные стандарты могут лечь в основу программ повышения квалификации и переподготовки кадров.

    Необходимо отметить, что реализация реформы технического регулирования в холодильной отрасли требует тесного взаимодействия с органами исполнительной власти, такими как Ростехрегулирование, Ростехнадзор, Минпромэнерго и рядом других структур.

    В заключение следует призвать представителей предприятий холодильной промышленности России проникнуться важностью и ответственностью задач реализации реформы технического регулирования, в конечном итоге направленной на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного бизнеса.


    Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
    заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
    информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

    Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
    Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
    Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

    Головной сайт: www.avisanco.ru.

    E-mail: info@holodilshchik.ru

    Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
    близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
    Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
    законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
    Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
    За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
    При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
    Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





    Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




    Партнеры: