Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 12(84), декабрь 2011 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ

Грамотно преподнести себя через рекламу - тоже искусство!
В ПОРЯДКЕ ОБСУЖДЕНИЯ
Калюнов B.C. (канд. техн. наук), Рукавишников А.М. (канд. техн. наук)
ХОЛОД: ЦЕНА ИЛИ КАЧЕСТВО?

"Скупой платит дважды"
(непреклонная истина)

На рынке холодильной техники России периодически появляются новые (или трансформированные из существующих) компании. Чаще это происходит в области коммерческого холода, значительно реже - в сфере холода промышленного. Любая "свежая кровь хорошей группы" приветствуется холодильным сообществом и подвергается анализу на качество. Основными критериями высокого уровня компании в холодильном бизнесе являются: профессионализм, финансовая состоятельность, прозрачность в отношениях с заказчиком, деловая этика и добросовестность, умение удовлетворять запросы заказчика, честная конкуренция и т.д.

Представленный дискуссионный материал - это попытка оценить специфику выхода на рынок России претендентов на "новое слово" в промышленном холоде.



Хорошо известно, что выбор оборудования потребителем холодильной техники должен основываться на объективной сравнительной оценке энергоэффективности, экономичности, экологичности и безопасности эксплуатации оборудования различных фирм при сопоставимых ценах на оборудование. Несмотря на существенную значимость ценового фактора, наиболее важными и определяющими для потенциального заказчика являются показатели энергоэффективности и экономичности, так как именно они в основном определяют окупаемость оборудования и последующую прибыль потребителя.

Некоторые фирмы, работающие в секторе коммерческого холода, но желающие освоить диапазон промышленного холода, предлагают заказчикам промышленных холодильных установок дешевое оборудование на базе полугерметичных холодильных компрессоров. Такие предложения сопровождаются скрытой либо даже явной рекламой предполагаемого преимущества использования фреонов как хладагентов по сравнению с аммиаком. Полугерметичные компрессоры хорошо зарекомендовали себя в области коммерческого холода, однако применение централей с большим числом полугерметичных компрессоров в промышленных системах холодоснабжения холодопроизводительностью более 300 кВт из соображений сиюминутной экономии средств, в конечном итоге приводит к увеличению энергопотребления, большим трудозатратам на обслуживание из-за сложных схем распределения масла, системы управления многочисленными клапанами и запорной арматурой и т.д.

Таким образом, выбор типа холодильной системы и хладагента должен основываться не столько на цене оборудования, сколько, прежде всего, на оценке его энергоэффективности и экономичности. Энергоэффективность полугерметичных компрессоров, работающих на R22 в диапазоне температур кипения 0...-45 °С, составляет 75-80 % от эффективности сальниковых аммиачных компрессоров, при работе на R404A - 55-78 %, причем с понижением температуры кипения разница в эффективности растет. Перерасход электрической мощности на выработку 1000 кВт холодопроизводительности при использовании полугерметичных компрессоров на R22 составляет 50...200 кВт, а на R404A - 125...225 кВт. С понижением температуры кипения перерасход увеличивается. Эффективность сальниковых компрессоров открытого типа на этих хладагентах также выше, чем у полугерметичных*.

Применение полугерметичных компрессоров в крупных холодильных установках (1000 кВт и выше) при работе на R22 в течение 6000 ч в год приводит к перерасходу электроэнергии за год до 660000 кВт·ч и до 960000 кВт·ч при работе на R404A в тех же условиях.

Из опыта эксплуатации следует, что суточная экономия электроэнергии при работе оборудования холодопроизводительностью 3000 кВт на аммиаке составляет по сравнению с работой на R22 около 3000 кВт·ч и 8000 кВт·ч по сравнению с работой на R404A.

Даже неспециалисту нетрудно подсчитать, как значительны финансовые потери потребителя при эксплуатации промышленного холодильного оборудования (особенно централей) на фреонах, а не на аммиаке, тем более что самый распространенный из них - R22 подпадает под жесткие ограничения и последующий скорый запрет при вступлении России в ВТО.

Другие разрешенные промышленные фреоны (обычно многокомпонентные смеси) менее энергоэффективны. Различие в температурах кипения компонентов смеси приводит к падению холодопроизводительности установок из-за нарушения баланса компонентов смеси. При утечках по той же причине рекомендуется полная перезаправка хладагента, что весьма накладно, так как смесевые фреоны дороги и не выпускаются отечественной промышленностью. Кроме того, большая часть их имеет повышенный GWP (потенциал глобального потепления).

В процессе "вливания" в море холодильного бизнеса некоторые компании для получения преимуществ перед старожилами рынка вовлекаются сами и вовлекают других в "блуд" ценового демпинга.

Нередко ценовой демпинг завуалирован - холодильное оборудование просто подбирают на меньшие, чем требуется, нагрузки. При этом, как правило, не приводятся реальная холодопроизводительность оборудования и его истинные технические характеристики.

В итоге на пределе возможностей, с высоким коэффициентом износа трудятся и недодают холода "недоразмеренные" по мощности и по заявленным характеристикам холодильные установки и целые системы на предприятиях России. В особенности это недопустимо на объектах, деятельность которых связана с выполнением программ безопасности страны.

Теряются мощности и денежные средства при работе установок на некорректно подобранном хладагенте (обычно это фреон) или хладоносителе (например, на дорогих зарубежных хладоносителях вместо отечественных аналогов) и т.д.

В процессе эксплуатации, обычно по истечении годового срока гарантии, проявляются основные "болячки" подобных систем и установок: повышенные энергозатраты (и платежи по ним), усиленный расход сопутствующих материалов (масла, хладагента и запчастей), частые регламентные и ремонтные работы и т.д., что приводит к значительным потерям прибыли потребителя.

Последствиями этого неизбежно становятся потери как материальные, связанные с ухудшением качества поставки оборудования и услуг по выполнению контрактных обязательств, которые несет конечный потребитель, так и моральные, обусловленные потерей деловой репутации перед заказчиками, которые ложатся пятном на все холодильное сообщество.

Из этических соображений мы не называем компаний - героев неправедной "демпинговой борьбы", ибо специалисты холодильного бизнеса их знают "в лицо", но, к сожалению, зачастую только после поставки оборудования "их" узнают потребители. И встреча с такими компаниями заканчивается, как правило, судебными разбирательствами, претензиями по качеству и объему поставки оборудования и работ, моральными и финансовыми издержками.

Можно, пожалуй, только частично обозначить следы сомнительных экспериментов "новых промышленных холодильщиков". Их можно обнаружить на объединениях "Рязанский бройлер", "Элинар-Бройлер", холодильнике компании "Мираторг" в Санкт-Петербурге, на Невинномысском птицекомбинате, Вельской птицефабрике, на объединении "Альбатрос", на предприятиях Группы компаний "АльтерВест" и некоторых других. Есть надежда, что после знакомства существующих и потенциальных заказчиков с настоящим материалом негативного продолжения не последует.

К счастью, холодильное сообщество России состоит в большинстве своем из профессиональных и добросовестных компаний, которые всегда готовы помочь сделать правильный выбор холодильной техники и предложить грамотное техническое решение любому заказчику.

Нижеследующие простые и доступные каждому потенциальному потребителю рекомендации могут быть действенной защитой от ошибок при выборе холодильного оборудования.

Как не ошибиться при выборе поставщика холодильного оборудования?

Выбирать поставщика оборудования и услуг более осмотрительно:

  • Прежде всего, обращать внимание не на обозначенную цену, о которой вы всегда успеете договориться в процессе переговоров, а на историю деятельности как компании-производителя оборудования, так и непосредственного продавца - потенциального контрактанта.

  • Оценить опыт работы компании в промышленном холоде в России и за рубежом (продолжительность присутствия на рынке, реализованные проекты, их масштаб и успешность работы на конкретном холодильном оборудовании в жестких условиях России).

  • Тщательно просчитать и сравнить для всех возможных при выборе вариантов энергозатраты на предстоящую эксплуатацию, объем работ и затрат на монтаж, пусконаладку и обслуживание оборудования.

  • Провести сравнительную оценку длительности бесперебойной эксплуатации холодильных машин, частоты и объема профилактического обслуживания, межремонтных интервалов и т.д.

  • Обратить внимание на полноту (комплектность) поставки холодильного оборудования, чтобы его было достаточно для пуска установки в эксплуатацию и достижения заявленных технических характеристик.

  • Проверить наличие отделителей жидкости, защитных или циркуляционных ресиверов (для предотвращения поломки агрегатов из-за попадания жидкого хладагента).

  • Обратить внимание на рекомендуемый хладоноситель (в РФ запрещено применение этиленгликоля в пищевом производстве).

  • Тщательно оценить возможность использования в проектируемой холодильной системе природных хладагентов.

  • Сравнить уровень предлагаемой автоматизации, включая мониторинг оборудования и фиксацию аварийных ситуаций, с требуемым на производстве.

  • Рекомендуется для больших затратных проектов провести экспертизу конкурентных предложений независимым экспертом - специалистом-холодильщиком.

Предложенный перечень рекомендаций позволит минимизировать затраты и приумножить прибыль при эксплуатации новой холодильной техники.


* Ротгольц Е.А. Сопоставительный технико-экономический анализ систем холодоснабжения, работающих на различных хладагентах// Холодильная техника. 2006. №5.

Источник: журнал "Холодильная техника". №12. 2011.





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...


Авторские права © 2005-2017 // MARGARY@N

Партнеры: лада тут