Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 1(73), январь, 2011 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ

Грамотно преподнести себя через рекламу - тоже искусство!
ЦЕНОВОЙ ПРОГНОЗ
Андрей МИЛОВЗОРОВ
2011-й год будет разорительным


Жизнь дорожает: растут цены на все то, без чего она невозможна. Продукты питания, водо- и теплоснабжение жилья, электроэнергия, горючее - вот список основных ускорителей инфляции, которая за январь 2011 года составила, по предварительным данным, 2-2,3% (что существенно больше прошлогоднего показателя за этот месяц - 1,6%). В правительственные лимиты она уже не вписывается.

Фото: ИТАР-ТАСС С начала года больше всего подорожала плодоовощная продукция, картофель, сахар, крупы и мясные изделия. Рекорд на этот раз поставила капуста, подорожавшая на 8,5%. Гречка тоже поддерживает темпы: она поднялась в цене более чем на 6%. Подорожали практически все продукты, за исключением мороженой рыбы и сливочного масла. Основной причиной этого ценового марафона эксперты по-прежнему называют прошлогоднюю засуху, погубившую урожай многих культур.

Впрочем, на знойное лето можно свалить далеко не все. Согласно последним данным Росстата, Россия в 2010 году, несмотря на природные аномалии, не сократила, а увеличила производство основных продуктов питания. В частности, производство мяса птицы и субпродуктов возросло на 14,7%, молока - на 11,4%, рыбы и рыбных продуктов - на 2,7%. Неурожай отразился, главным образом, на производстве гречневой крупы (оно сократилось на 18%), муки (на 3,5%) и хлебобулочных изделий (на 0,5%). Кроме того, по данным Минсельхоза, резко сократился урожай картофеля - на 33%. Таким образом, гречки и картошки нам действительно не хватит до нового урожая, в связи с чем их уже начали закупать за рубежом. Что, естественно, повлияет на цены. Однако если посмотреть на ситуацию в целом, то очевидно, что основной вклад в продуктовую инфляцию вносит не дефицит продуктов, а политика производителей, поставщиков и продавцов, которые подогревают страсти на рынке и взвинчивают цены.

В январе 2011 г. подорожали услуги ЖКХ: электричество на 7%, отопление на 5,5%, холодная вода - на 6%, горячая вода и квартплата - на 5%. Это, конечно, типичная картина: естественные монополии и предприятия жилищно-коммунальной сферы всегда поднимают цены в начале года. Собственно, поэтому в январе инфляция у нас всегда зашкаливает. Но надо заметить, что на этот раз вклад услуг ЖКХ и тарифов естественных монополий в общий рост инфляции был менее значительным, чем год назад, когда эти цены выросли на 15-20%. А значит, тот факт, что в этом году январская инфляция на треть превзошла прошлогоднюю, объясняется, главным образом, непомерным ростом продуктовых цен. Транспорт же подорожал умеренно: наземный - на 4%, метро - на 6,5%. Горючее выросло в цене на 1,3%.

Первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев уже признал, что при складывающейся ситуации будет очень сложно удержать инфляцию в заданных на этот год рамках, а именно - 6-7%. О том, что рост цен в 2011 году, скорее всего, будет выше 7%, говорит и замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. Такого же мнения придерживаются и независимые эксперты: согласно большинству прогнозов, инфляция составит более 9, но менее 10 процентов. В целях борьбы с этой напастью Центробанк в конце декабря впервые за два года повысил на четверть процентного пункта ставку по депозитам банков. Ожидалось также, что ЦБ повысит и ставку рефинансирования, однако 31 января Совет директоров Банка России оставил ее без изменения.

Но это и не столь важно с точки зрения корректировки инфляции: эксперты полагают, что монетарными мерами ЦБ ее не обуздать. У правительства есть и другие рычаги. Так, в Минэкономразвития не исключают, что в 2011 году в России придется применить механизм государственного регулирования цен. Законом о торговле предусмотрена возможность установления временного потолка цен на ряд социально значимых товаров, если в течение 30 дней подряд на территории отдельного субъекта или субъектов РФ рост розничных цен на эти продукты составит 30% и более. Такой ценовой потолок устанавливается лишь в отдельно взятых проблемных регионах и на срок не более 90 дней. По мнению Андрея Клепача, ограничения могут коснуться картофеля и плодоовощной группы.

Помогать правительству и Центробанку в обуздании инфляции будет и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она поручила своим территориальным управлениям зорко следить за ценами на местных рынках и выявлять факты монопольного сговора продавцов и поставщиков. Впрочем, в ФАС полагают, что дело не дойдет до превышения критического порога роста цен в 30% в течение месяца на продукты питания, что дало бы правительству право на 90 дней заморозить цены на соответствующий продукт в конкретном регионе. Хотя в Минэкономразвития РФ не исключают, что в 2011 году придется прибегнуть к механизму установлению предельных цен на некоторые виды продовольственных товаров.

Впрочем, правительство одной рукой пытается сдержать инфляцию, а другой - разгоняет ее. С 1 января 2011 г. оно повысило ставки акцизов - на бензин, алкоголь и табачные изделия. Это обстоятельство существенным образом сказалось на ценах на потребительском рынке. Например, пиво подорожало на 15-20%.

Кроме того, разгонять инфляцию начинает поведение потребителей. В условиях, когда ставки по банковским депозитам настолько низки, что не гарантируют сохранности сбережений от обесценивания, многие сочли, что выгоднее эти сбережения не копить, а тратить. Это, конечно, позитивно отразилось на индексе потребительской активности, но также подстегнуло рост цен.

В общем, придется выживать в условиях разогнавшейся инфляции. Нам к этому не привыкать. К тому же все познается в сравнении. И если кому-то кажется, что жизнь в Москве стала уж слишком дорогой, то можно привести в пример еще более дорогие регионы. Так, во Владивостоке сейчас цены совсем не московские: молоко стоит под 70 рублей за литр, сахар - 60 рублей за кило, яйца - 80 рублей за десяток, а бензин - 30 рублей за литр. И ничего, живут люди. Правда, уже начали устраивать пикеты против роста цен. Но цены их не боятся и продолжают расти.

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2011/02/01/952987.shtml
Фото: ИТАР-ТАСС.



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...


Авторские права © 2005-2017 // MARGARY@N

Партнеры:
[an error occurred while processing this directive]