Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 1(133), январь, 2016 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


ОБЗОРЫ, СОБЫТИЯ, МАРКЕТИНГ
http://agro2b.ru
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ: ИТОГИ 2015 ГОДА

Несмотря на дополнительно выделенные средства, объемы отечественного продовольствия растут не так, как того ожидали власти. "Может быть, деньги расходуются не так", - спрашивает Счетная палата.

После того, как в 2014 году Россия приняла историческое решение и запретила импорт продовольствия из ряда государств, внезапно выяснилось, что страна, несмотря на годы высоких цен на нефть и относительного развития, все еще не способна сама себя прокормить и продолжает закупать продовольствие за границей. Продуктовое эмбарго лишь на первый взгляд показалось незначительным уколом, направленным для любителей фуа-гра и пармезана. На деле выяснилось, что от действия ответных санкций пострадала и продуктовая корзина простых россиян: в стране выявился дефицит молочного жира и говядины; из-за расстроенных отношений с Турцией с полок постепенно стал исчезать привычный ассортимент овощей и фруктов.

Российские аграрии оживились и заговорили об уникальном шансе для отечественного сельского хозяйства. Власти, казалось, пошли навстречу. Осенью 2014 года распоряжением Правительства была утверждена "дорожная карта" плана импортозамещения в сельском хозяйстве. По ней общий объем субсидий отрасли в 2015 году достиг 35,73 миллиарда рублей. 18,8 млрд ушли на выплаты по кредитам растениеводам, 9,2 миллиарда - животноводам, 7,6 миллиарда было выделено на софинансирование займов, полученных "малыми формами хозяйствования". В специальном "антикризисном плане" правительства на сельское хозяйство из резервного фонда было выделено еще 50 млрд рубл - в основном для сохранение темпов кредитования. Еще четыре миллиарда потратили на стимулирование спроса на отечественную сельхозтехнику.

К концу года чиновники вроде бы отчитались о выполнении прогнозных показателей госпрограмммы на 2015 год, но Счетная палата провела анализ этих отчетов и выяснила, что сама программа содержит лишь "пожелания" государства и назначает ответственных за их исполнение. Но в ней нет четких критериев оценки, нет целевых ориентиров импортозамещения, мер стимулирования предприятий, без чего, собственно говоря, любая деятельность теряет смысл. Хотя президент страны, когда требовал создания программы, обо всем этом говорил. Полученные результаты анализа заставили Счетную палату неожиданно усомниться в эффективности господдержки сельского хозяйства в России.

Взять хотя бы мясную отрасль. По данным Минсельхоза России, россияне сейчас обеспечены мясом на 81,5% от уровня потребления (а это, согласно нормам ВОЗ, 70-75 кг мяса в год на человека). В 2014 году Россия произвела 12,8 млн. тонн мяса, из которых 23% составляла говядина, 30% - свинина, 44% - мясо птицы, 3% - другие виды мяса. За 9 месяцев 2015 г. производство мяса в стране вроде бы выросло на 4,9%: "птица" подросла на 8,2%, свинина - на 4,8%, но объем производства говядины сократился на 1,3%, и других видов мяса - на 0,4%. "Объемы производства мяса крупного рогатого скота сокращаются уже на протяжении ряда лет по причине сокращения поголовья. В 2014 г. к уровню 2013 г. поголовье сократилось на 2%. За девять месяцев текущего года еще на 1,6%", - рассказал аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

Это при том, что, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, доля говядины должна быть увеличена с текущих 14,6% до 33%. Но коров продолжают резать по причине низкой эффективности производства говядины и длительных сроков окупаемости проектов. "В настоящее время перед отраслью стоит задача переломить негативные тенденции в отношении мяса крупного рогатого скота и обеспечить дальнейшее повышение эффективности в птицеводстве и свиноводстве для наращивания их экспортного потенциала", - говорится в докладе Счетной палаты. Но по последним данным Росстата, в стране за чертой бедности проживает свыше 22 млн человек, россияне уже почувствовали кризис и в первую очередь стали экономить на еде. А снижение спроса отбивает у потенциальных инвесторов интерес к новым проектам.

В 2015 г. для наращивания производства мяса КРС Минсельхоз России отобрал 53 инвестпроекта, еще три действует в рамках проектного финансирования. Их реализация позволит в 2015-2018 годах увеличить на 30 тыс тонн объемы производства говядины и со временем достичь пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности. Правда, в Минсельхозе не уточняют, нужны ли будут эти дополнительные 30 тыс тонн говядины, если падение доходов населения продолжится.

Еще сложнее оказалась ситуация с молоком. По данным Счетной палаты, объем молока на внутреннем рынке составляет около 40 млн тонн - и это еще не достигает объемов рационального потребления, т.е. россияне едят молока меньше, чем того требует ВОЗ. Своего молока в стране производится порядка 31 млн тонн. Таким образом, самообеспеченность молоком (по итогам 2014 года) составила 78,6%, при том, что Доктрина требует достижения порогового значения в 90%. По данным ФТС, в 2014 году страна закупила на внешних рынках 1013,8 тыс тонн, а за 9 мес текущего года - всего 410,7 тыс тонн. Т.е. импорт молока упал 1,9 раз.

Однако, дефицита молочной продукции на полках магазинов не видно. Более того: на 23,8% вырос объем производства сыров. Некоторые эксперты эти данные напрямую связывают с увеличением ввоза пальмового масла в страну - в 2015 году в Россию уже ввезено свыше 700 тыс. тонн растительного жира, а объем фальсификата молочной продукции в некоторых регионах страны достигает 70% . Минсельхоз признает, что стране не хватает порядка 800 тыс тон молочного жира в год. Для этого необходимо на один миллион голов увеличить дойное поголовье.

Для стимулирования отрасли государство пообещало компенсировать до 25% фактических затрат на реконструкцию или строительство новых ферм, но, по мнению ряда экспертов, это вряд ли принесет скорый эффект.

Даже если будут реализованы все 166 инвестпроекта и три проекта в рамках реализации механизма проектного финансирования, это позволит в 2015-2018 гг. произвести дополнительно около 350,9 тыс. тонн и заместить около 7,8% от объема импорта или менее 1% от общего объема. "Результативность планируемых мер по увеличению производства молока на ближайшие годы будет недостаточной, и достижение порогового значения, установленного Доктриной, может быть не обеспечено", - предупреждает Счетная палата.

И снова на бизнес давит снижение покупательской способности населения - оно смещает спрос в сторону более дешевых товаров, россияне готовы обманывать себя и покупать пальмовое масло под видом сливочного.

Что касается овощей, то требования Доктрины в текущем году Россия выполнила лишь по картофелю. Всех остальных овощей открытого и закрытого грунта в 2014 году страна произвела 15,5 млн тонн, и это уже было ниже показателей предыдущего года. Импортом в 2014 году было занято порядка 14% рынка (это 2,33 млн тонн). В 2015 году этот показатель только за 9 месяцев сократился в 1,4 раза благодаря эмбарго.

В Минсельхозе надеются в самое ближайшее время реализовать 49 новых проектов по выращиванию овощей открытого и закрытого грунта и благодаря этому на 2% снизить зависимость России от импорта. "В этом сегменте при благоприятных природно-климатических условиях мы будем иметь преимущественно отечественную продукцию", - уверены в Счетной палате, но при этом обеспокоены зависимостью России от импортных семян: в 2014 году их доля на рынке составляла примерно 40%, а по некоторым важным позициям она достигает 90%.

Таким образом, из выше упомянутых 50 миллиардов рублей Антикризисного плана, предусмотренных для смягчения конъюнктурных и природно-климатических рисков, сохранение темпов кредитования агропромышленного комплекса по состоянию на 1 ноября 2015 года распределено 42,05 млрд. руб. или 84,1%. Но в Счетной палате заметили, что чиновники, судя по всему, пустили дополнительные средства Госпрограммы не для дополнительного развития, а для латания дыр в бюджете.

"Анализ распределения средств федерального бюджета по субсидиям на возмещение части процентной ставки по инвесткредитам на развитие животноводства показал, что объем бюджетных ассигнований был уменьшен с 32,6 млрд. руб. до 24,1 млрд. руб., а потом, в октябре, увеличен без должного обоснования за счет Антикризисного плана на 5,1 млрд. руб.", - отметила глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Также она обратила внимание, что "По 8 из 12 субсидий на 1 ноября 2015 г. средства в сумме 11,5 млрд. руб. (27,3%) до получателей не доведены. 1,4 млрд. руб. остаются нераспределенными из-за отсутствия соглашений с регионами".

"Выделение дополнительных средств федерального бюджета в рамках Антикризисного плана осуществлялось без учета внутренних резервов Госпрограммы. Так, субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства в 2015 г. были сокращены в 14,3 раза; субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ в области растениеводства - в 2,9 раза; субсидии на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на уплату страховой премии в области животноводства - в 2,4 раза", - сказала глава контрольного ведомства.

Вот и Минсельхоз, говорят в Счетной палате, несмотря на дополнительно выделенные в рамках Антикризисного плана средства, не стал корректировать Госпрограмму равития отрасли и менять количественные значения целевых показателей. Но ведь так не может быть, что денег из бюджета выделили в 2,5 раза больше (а по отдельным позициям в 24,3 раза!), а на выходе остаются те же количественные результаты.

Да и система субсидирования дает сбои: у местных бюджетов просто нет средств на софинансирование нужных программ, поэтому многие регионы были вынуждены отказаться от федеральной помощи.

"Не заработал механизм субсидирования прямых понесенных затрат сельхозпроизводителей на создание и модернизацию объектов растениеводства и животноводства. По состоянию на 1 ноября 2015 г. предусмотренные на эти цели средствах в размере 800 млн. руб. так и не были использованы", - подчеркнула Татьяна Голикова.

В Счетной палате полагают, что Минсельхоз РФ, заключая соглашения о предоставлении субсидии бюджетам субъектов, не учитывает их региональные потребности. Так, на мероприятия по раскорчевке выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивации раскорчеванных площадей Минсельхоз России выделил бюджету Владимирской области субсидию в сумме 1,06 млн. руб. При том, что регион в этих деньгах не нуждался.

По сообщению заместителя министра сельского хозяйства РФ Елены Гангало, неосвоенным государственные деньги остались в Крыму, Приморском крае, Мурманской, Калужской, Астраханской, Владимирской области и других областях. "Например, Краснодарский край отказался от 637 миллионов рублей - а это две трети от всего объема снятых средств федерального бюджета", - отметила Елена Гангало. Кубанцы, в частности, лишились помощи в возмещении части затрат на приобретение элитных семян и на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями. Без договоров остались и Саратовская, и Ростовская области. Причина одна: дефицит в местных бюджетах.





Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель  и издатель сетевого издания: Маргарян С.М..
Адрес редакции: Россия, г. Москва, Шипиловский проезд, д.47, оф. 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71. +7-916-186-57-39

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: