Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 2(14), февраль, 2006 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


ДРУГОЕ
И. Смирнова
ГРАФОЛОГИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА


Графология вчера, сегодня, завтра
ГРАФОЛОГИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Слово "графология" происходит от греческого "grapho" - пишу и "logos" - учение. Это учение о письме, согласно которому по почерку можно судить о характере человека и даже его внешности. Термин графология был введен в литературу во второй половине XIX века французским аббатом Мишоном. Но идея о связи почерка с душевными качествами человека родилась в древности....




Из истории графологии

Отдельные сведения по графологии были известны еще в античном мире. О связи между характером человека и его почерком писали Аристотель, Теофраст (около 372 - около 287 гг. до н. э.), Димитрий Фалерский, выдающийся мастер античной комедии Менандр (около 342-292 гг. до н. э.), греческий писатель Дионисий Галикарнасский (II половина I в. до н. э.). Уже тогда были сделаны первые попытки найти психологическое объяснение разницы в почерках. Так, например, Светоний Гай Транквилл (около 70-140 гг. н. э.), биограф римских императоров, характеризуя бережливость Августа, говорил, что последний "писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал слова еще под строками".

После распада Римской империи интерес к графологии пропал, но вновь возродился в средние века. К XIV столетию учение о почерках достигло своего расцвета наряду с оккультными науками. Однако, несмотря на мистический налет, многие выдающиеся умы того времени относились к графологии серьезно. В списке графологов были имена писателей В.Шекспира, Гете, Лафатера, Жорж Санд, Александра Дюма-сына, Вальтера Скотта, Эдгара По. Сохранились их письма. В одном из них создатель "Фауста" писал: "Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие об его чувствах и действиях". Жорж Санд, в свою очередь, считала: "Возможно, что я во всем ошибаюсь, так как я не обладаю системой; но я получаю много писем, и инстинкт наблюдателя позволяет мне, на основании общего впечатления, судить по почерку о писавшем",

С XVII века графология стала входить в моду, появилось много "знатоков" почерка, любителей и профессионалов. В 1660 году, например, в Лондоне жила знатная ирландская дама, занимавшаяся исследованием почерков. Во Франции в эпоху Людовика XIV был исследован почерк даже самого "короля-солнца".

Тогда же, в 1622 году появилась книга болонского врача и профессора философии Камилло Бальди "Трактат о том, как по письму узнается природа и характер писавшего". Это был первый фундаментальный труд по графологии, трактующий зависимости между почерком человека и его психическим и физическим состоянием.

Вслед за Бальди Лафатер в третьем отделе своего знаменитого физиогномического фрагмента говорит "о характере почерков". Его современник Иоганн Гроссман из Берлина в 1792 году уже дает физиологическое объяснение того, что характер человека отражается на его почерке.

Под влиянием этих работ во многих альманахах начала XIX века появляются различные руководства к определению характера по почерку. Эти популярные издания не оказали никакого влияния на развитие научной графологии, зато всколыхнули общественный интерес. Особенно много любителей-графологов появилось в Германии. Так, некто Адольф Генце из Лейпцига в течение года сделал 60 000 разборов почерков, из которых он в 1862 году составил свою "Хирограмматомантию, или Искусство изучения характера по письму".

Но наряду с развлекательными изданиями были и серьезные исследования. В 1806-1809 годах парижский профессор медицины Моро де ля Сарт издал фрагменты Лафатера в 10 томах. Сюда же он присоединил свои "Размышления одного из издателей о физиономических признаках, выводимых из форм письма" и указал некоторые графологические признаки. В 1812 году появился анонимный труд о значении почерка - "Искусство судить об уме и характере мужчин и женщин по их почерку и прочее". В 1830 году под Парижем даже уже существовало нечто вроде "школы графологов".

"Отцом графологии" можно считать французского аббата Жана Ипполита Мишона (1806-1881 гг.), который первым попытался систематизировать отдельные сведения учения о почерке. В 1871 году он основал журнал "Графология", в 1881 году - графологическое общество в Париже. Он оставил потомкам книгу "Система графологии", в которой дает следующее определение графологии: "...Всякое письмо, как и всякий язык, есть непосредственное выражение умственных и нравственных особенностей души" - и далее: "...письмо есть отпечаток души, легко осязаемый при взгляде". В своих работах Мишон называет и характерные признаки письма, которые, по его мнению, соответствуют совершенно определенным качествам характера автора текста. Например, графическим знаком упрямства он считал отступающий назад горизонтальный штрих у букв "t" и "f", а признаком фантазии - ненормально большую подвижность букв над и под строчками.

Его метод графологического анализа подверг критике Ж. Крепье-Жамен. В своих трудах "Трактат по графологии" и "Почерк и характер" он, в отличие от Мишона, отошел от прямого толкования графических знаков, но стал строить объяснения с учетом "интеллектуального уровня" и "морального состояния" исследуемого.

С конца XIX века в Германии складывается школа графологов, где в противовес изолированному толкованию отдельных признаков письма развивается представление о двузначности и даже многозначности каждого отдельного графического знака, конкретное значение которого определяется лишь на уровне анализа почерка как "целостной формы". Виднейшими представителями этого направления стали Г. Мейер, Л. Клагес, физиолог В. Прейер, чей фундаментальный труд "Почерк и характер" увидел свет в 1894 году.

Отныне графология получила статус науки. Особенностями почерка заинтересовались физиологи, психологи, судебно-медицинские эксперты.

Психофизиологическая основа почерка

Никто не рождается с умением писать. Это умение приобретается в течение жизни под руководством учителей. Поэтому многое зависит от того, когда и где обучался человек. Однако со временем процесс писания становится автоматическим. Человек пишет уже бессознательно. Между мыслью и ее выражением на бумаге проходят доли секунды, когда контроль над двигательной функцией отсутствует (если, конечно, пишущий не старается сознательно изменить свой почерк), и потому каждый штрих в буквах неизбежно несет на себе отпечаток личности автора.

Таким образом, вполне естественно, что между почерком, психическим и физическим состоянием человека существует определенная взаимосвязь.

Первоначально письмо рассматривалось как зрительно-двигательный акт, обеспечивающийся точно ограниченным участком коры головного мозга, так называемым центром письма. В конце прошлого века русский ученый И.П.Павлов (1849-1936 гг.) выдвинул и обосновал новую точку зрения относительно локализации функций в нервной системе, а также понятие о функциональной системе, обеспечивающей выполнение той или иной сложной функции.

В настоящее время роль отдельных областей коры больших полушарий в обеспечении условий, необходимых для процесса письма, изучена довольно подробно. Установлено, что каждая область коры головного мозга имеет свое особое строение и выполняет специальные, присущие ей функции. Но для нормального осуществления каждого психологического процесса, в том числе и письма, необходима совместная работа всех областей коры головного мозга. Поэтому поражение того или иного участка коры неизбежно должно сказаться и на письме.

Никто не рождается с умением писать. Это умение приобретается в течение жизни под руководством учителей. Поэтому многое зависит от того, когда и где обучался человек. Однако со временем процесс писания становится автоматическим. Человек пишет уже бессознательно. Между мыслью и ее выражением на бумаге проходят доли секунды, когда контроль над двигательной функцией отсутствует (если, конечно, пишущий не старается сознательно изменить свой почерк), и потому каждый штрих в буквах неизбежно несет на себе отпечаток личности автора.

Таким образом, вполне естественно, что между почерком, психическим и физическим состоянием человека существует определенная взаимосвязь.

Первоначально письмо рассматривалось как зрительно-двигательный акт, обеспечивающийся точно ограниченным участком коры головного мозга, так называемым центром письма. В конце прошлого века русский ученый И.П.Павлов (1849-1936 гг.) выдвинул и обосновал новую точку зрения относительно локализации функций в нервной системе, а также понятие о функциональной системе, обеспечивающей выполнение той или иной сложной функции.

В настоящее время роль отдельных областей коры больших полушарий в обеспечении условий, необходимых для процесса письма, изучена довольно подробно. Установлено, что каждая область коры головного мозга имеет свое особое строение и выполняет специальные, присущие ей функции. Но для нормального осуществления каждого психологического процесса, в том числе и письма, необходима совместная работа всех областей коры головного мозга. Поэтому поражение того или иного участка коры неизбежно должно сказаться и на письме.

Еще Ж. Крепье-Жамен приводит в своей книге интересные примеры прогрессивного ухудшения почерка больных в течение продолжительной болезни. Современные клинические исследования дают богатейший материал об изменении почерка при ряде заболеваний. Так, например, больные эпилепсией злоупотребляют знаками препинания, ставя точки после каждого слова, а при неврозах в почерке появляется большое количество извилистых штрихов. Выходит, графология может служить вспомогательным средством для обнаружения некоторых болезней.

Графология в наше время

Однако, как это уже не раз имело место в истории, учение о почерке стало развиваться одновременно по двум направлениям: научному и ...мистическому. И наряду с серьезными исследователями не замедлили появиться те, кто сделал из графологии бизнес.

Когда К. Бальди создавал свой знаменитый трактат, он, пытаясь узнать "природу и характер писавшего", опирался главным образом на стиль письма, содержание, орфографию и пунктуацию пишущего. И лишь, между прочим, он бросал утверждения: "Кто буквы пишет то грубо, то красиво", возможно, "и в других своих делах ведет себя неодинаково". Тем не менее, нашлись графологи, которые взяли на вооружение именно такого рода утверждения и стали строить свой графологический анализ, исходя из формулы: "подобное вызывает подобное". Этот метод чисто внешних аналогий оказался намного проще и доступнее, чем настоящее научное исследование. В Германии в 1917 году выходит книга "Почерк и характер", которая выдерживает 25 изданий и становится своего рода библией графологии.

Графология становится популярной. Изучаются почерки самых разных людей: короля Людовика XV и писателей И.Тургенева, Н. Гоголя, Л. Толстого, Э. Золя, Жюля Верна, композиторов П. И. Чайковского и Шарля Гуно, певицы Аделаиды Патти, папы Льва ХШ и королей Вильгельма I и Вильгельма II. Существует обширная литература об изменении в течение жизни почерка Наполеона.

Часто мнения графологов не совпадали. Так, популярный графолог Лаура фон Альбертини писала о почерке Бисмарка, что он благодаря своей величине возвышается над почерками прочих смертных почти так же, как заслуги и способности этого могущественного человека превосходят дела других людей. Зато графолог Мишон толковал крупный, узкий, угловатый почерк канцлера совсем иначе: "Плохой товарищ по койке, плохой сосед, непримиримый враг".

Были допущены и графологические ошибки. Хорошо известен случай с капитаном Дрейфусом. Афера началась в 1894 году, когда знаменитый криминалист Альфонс Бертильон после 10-часового тщательного изучения одного письма шпионского содержания пришел к выводу, что его автор - 35-летний капитан французского генерального штаба А. Дрейфус. В действительности же письмо было написано шпионом майором Эстергази. Другой случай: в 1949 году земельный суд Дюссельдорфа приговорил почтового служащего Г. Альтроггена к 8-месячному тюремному заключению за мошенничество, в котором его обвинили два эксперта и профессор из Института криминалистики в Кельне. Но спустя 2 года другой почтовый служащий признался в том, что подлог совершил он.

Но, несмотря на ошибки, графология набирала силу и была поставлена на службу ...политике. В 1932 году вышла книга некоего Бернгарда Шульце Наумбурга "Почерк и супружеская жизнь". В ней, между прочим, говорится: "Графические исследования показали, что существуют приметы типично еврейского почерка и совсем другие, явно отличные приметы германского, северного почерка". Так графология работала на нацистскую пропаганду, а графологи Третьего Рейха получили статус прорицателей.

В 1938 году в Германии впервые было начато преподавание графологии. Графологию стали изучать в университетах, а в Мюнхенском в 1959 году был введен даже государственный экзамен по графологии.

В настоящее время интерес к графологии не ослабевает. Только в Германии работают более 2 000 профессионалов-графологов. Действуют специальные курсы, лекции по графологии пользуются большим успехом. К графологии обращаются по самым разным вопросам. Приходят учителя и приносят образцы почерков родителей своих учеников. Приходят молодые пары перед вступлением в брак. На графологию опираются в юстиции, управлении, военном деле, экономике. С недавних пор в ряде учреждений Запада поступающему на работу стали предлагать приложить к документам образец своего почерка для графологического анализа. Одним из западных графологов даже составлено руководство "Как находить квалифицированных сотрудников".

Увы, прогнозы графологов не раз обманывали клиентов. И, пожалуй, графология могла бы навсегда дискредитировать себя в глазах общества. Но, к счастью, наука не стоит на месте. И все громче раздаются голоса настоящих исследователей.

Будущее графологии

Прежде всего, графологический анализ нашел свое применение в медицине. Глубокое знание физиологических механизмов формирования навыков письма и его изменений при/различных заболеваниях и интоксикациях позволило невропатологам и психиатрам использовать патологические признаки изменения письма для диагностики ряда заболеваний. Клинические исследования показали, что динамика нарушений письма может служить одним из критериев оценки эффективности проводимого лечения.

В последнее время появились работы, посвященные изучению влияния на почерк различных медикаментов, применяемых в терапевтических дозах. Особенно опасно употреблять возбуждающие или успокоительные средства без назначения врача.

Большие возможности открывает исследование письма перед представителями авиационной и космической медицины. Анализ записей, сделанных космонавтами в условиях орбитальных космических полетов, используется специалистами для оценки функционального состояния центральной нервной системы космонавтов во время полетов и их индивидуальной адаптационной способности в необычных для человека условиях.

Навыки письма, как известно, устойчивы на протяжении жизни человека. Однако эта устойчивость является относительной. Со временем, в зависимости от условий окружающей среды и здоровья пишущего, наступает, как правило, изменение письменной речи и почерка. Поэтому изучение письма может представлять определенный интерес для геронтологов.

Генетики и психологи могут применять графологический анализ в качестве одного из методов изучения особенностей психической деятельности людей, связанных близким родством, в том числе близнецов. При этом использование почерка как теста при медицинском обследовании имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами: ведь получение образцов письма не требует затрат времени.

Широко используется изучение почерка и в криминалистике. Основные положения судебного почерковедения были разработаны русским криминалистом Е.Ф. Буринским (1849-1912 гг.). Судебное почерковедение включает в себя исследование почерка для идентификации личности, установления условий написания текстов, состояния пишущего (нервное заболевание, травма, опьянение и так далее).

Любопытно, что английский писатель А. Конан Дойл тоже не оставил без внимания графологию как один из методов расследования: в известном рассказе "Рейгетские сквайры" Шерлок Холмс устанавливает личность преступника с помощью оставленной записки.

Таков далеко не полный перечень отраслей науки, где анализ по письму, освобожденный от мистических налетов, может быть успешно использован для решения многих важных вопросов.

современная графология



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: