ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ
МИР МЕБЕЛИ
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА
Интерьер нашего дома или офиса немыслим без мебели. Представленный материал познакомит нас с историей мебели, классификацией и экспертизой качества. Будет полезен самому широкому кругу читателей.
ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ [1]
Мебель, как предметы быта для сидения, лежания и расположения вещей, сопутствовала человеческой жизни всегда – даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, она была изобретена в Египте, в период ранних династий (~XXX вв. до н. э.). Вполне полноценные ларцы, сундуки и табуреты, выполненные из местных пород дерева (черное, эвенговое и др.), а также из других материалов (тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа) с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости. Позже, во времена «среднего царства», Египет стал производить стулья и кровати. Кстати говоря, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских - спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры. Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, например, ножки стульев и кресел исполнялись в виде лап животного, а характерный дизайн одушетворял мебель практически полным отсутствием прямолинейных форм. Дерево растили, придавая ему нужный изгиб, в течение нескольких лет, для того чтобы потом изготовить из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на характерную жесткость и функциональность, в отличие от предшествующих ей изделий, обобщена легко читаемой художественной мыслью, поэтому именно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства.
Египет: Стул Тутанхамона (1350 г. до н.э.)
Египет: Ларец для драгоценностей с инкрустациями
Египет: Табурет
Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим. Государство совсем другого склада, империя-завоеватель, обитель роскоши и богатства – все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном. Взяв за основу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красоту и удобство, превращая обычные предметы быта в неподражаемые произведения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камней, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели этой эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как ренессанс и классицизм.
Романский: Мраморный стол (Помпея)
Романский: Кресло из мрамора
С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все остальные предметы быта, была беспощадно упрощена – аскетизм доходил до таких стадий, в которые теперь трудно поверить – например столы и стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Великая инквизиция и бубонная чума были тяжким испытанием не только для мира людей, но и для мира искусства. Лишь после X-го века в обеспеченных домах Франции появились вестники новой эпохи – предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой, да, вы правильно догадались, это – готика. Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф – до этого одежду хранили в сундуках и ларях. Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие и книжного шкафа, и шкафа-бюро.
Готика: Шкаф (Англия)
Готика: Сундук
Готика: Скамья с балдахином
Новую эру мебели определила техника – изобретенная в XV веке «лесопильная мельница» и другие инструменты для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, кроме всего, становится подвластна моде, появляется конкуренция между мебельными мастерскими и как ее продукт – постоянное совершенствование процесса производства и внешнего вида изделий. Традиции средневековой готики продолжает и преобразует новая эпоха – эпоха ренессанса. Это слово не даром переводится как «возрождение», именно тогда, во второй половине второго тысячелетия, человечество, взамен религии, выбрало путь науки. И эстафету мебельного новаторства вновь принимает Италия.
Ренессанс: Кресло (Италия)
Ренессанс: Кресло (Италия)
Ренессанс: Кресло, стул (Италия)
Итальянская мебель XV-XVII века порождена пропорцией – как в конструкции, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «золотое сечение» - соотношение сторон 1 к 1.68, определяющее гармонию природы (в музыке золотое сечение выражает «терцию», в дизайне – сообщенные цвета, в человеческом теле – пропорциональность форм). В эпоху возрождения золотое сечение применяется в расчете как каркасных, так и декоративных пропорций мебели. Последними, кстати говоря, не гнушались заниматься даже именитые художники, например, перу Леонардо да Винчи принадлежит не одна гравировка предметов интерьера его патрона Людовико Сфорца.
Барокко: Кресло (Италия)
Барокко: Кабинет Буль (Франция)
Барокко: Стул на трех ножках (Италия)
Итальянская мебель этого времени – воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами (колоннами, фризами и т. д.). Для изготовления используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки и т. п.
Рококо: Кресла
Рококо: Кресло
Рококо: Комод (работа Шарля Крессена, Франция)
В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль барокко. Несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени. Придворный мастер Андре-Шарль Буль и его мебельная фабрика являются венценосцами этого направления. Не даром барокко также называют стилем Буль. Франция этого времени была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» - стилем Людовика XV. В последнем, по сравнению с барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность – неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой. Основными материалами для изготовления служат липа и орех, легко поддающиеся тонкой резьбе.
Классицизм: Кресло, обитое гобеленом
Классицизм: Секретер с бронзовыми медальонами
Классицизм: Дамский письменный стол
Последовавший вслед за рококо классицизм (XVIII век), стиль Людовика XVI, внес во французскую вычурность элемент аскетизма – на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм. Впервые на первый план выставляется естественная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. В качестве украшений используются мозаики, фарфор и металлические инкрустации, для обивки – специальные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью. С приходом военной империи Наполеона классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль – возникает стиль «ампир». Материалы – красное дерево, дуб, отделка – бронза, тканевые вставки.
Ампир: Кресло (Франция)
Ампир: Банкетка (Франция)
Ампир: Диван (Франция)
В XIX-XX веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы XIX-го века появляется стиль «модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения – вот основные черты стиля «модерн». Меняются и материалы – красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки – более дешевыми, но гигиеничными тканями.
Модерн: Мягкое кресло, обитое кретоном
Модерн: Мягкий диван
Модерн: Мягкое кресло, обитое кретоном
Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством.
КЛАССИФИКАЦИИ МЕБЕЛИ [2]
В зависимости от назначения мебель подразделяется на три вида:
1. Бытовая мебель. Это мебель для жилых помещений. Среднестатистический срок службы бытовой мебели в нашей стране составляет примерно 10 лет, в других странах мира - 3-4 года.
2. Офисная мебель. Основными потребителями выступают предприятия, которые образуются (в основном покупают дешевую мебель), а также предприятия, которые развиваются (покупают более дорогую и качественную офисную мебель). В среднем предприятия меняют обстановку 2-3 раза в 4 года деятельности. В основном они покупают мебель непосредственно на фирмах-поставщиках.
3. Специальная мебель. Форма и конструкция определяются спецификой функциональных процессов и характером деятельности учреждений. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, досуговых центров, кинотеатров, медицинских учреждений, аптек.
4. Детская. Форма, размеры и конструкция определяются с учетом возрастных и ростовых характеристик детей.
В зависимости от цены разные предметы мебели можно отнести к трем классам:
1. Элитная мебель и дорогая. К основным характеристикам продукции можно отнести: высокое качество, натуральное сырье, известность марки, сервис. На рынке характерна высокая конкуренция, значительные затраты на продвижение, сезонность (увеличение продаж осенью, спад летом). Основной канал реализации - специализированные мебельные салоны;
2. Мебель среднего звена. Основной канал реализации - специализированные магазины;
3. Дешевая мебель. Продукция реализуется во всех возможных каналах распространения, кроме специализированных мебельных салонов. В основном представлена продукция Польши, Словакии, большинства отечественных производителей.
По виду исходного материала различают мебель:
из древесных материалов;
из полимерных материалов;
из металла;
комбинированная мебель.
По эксплуатационным признакам мебель подразделяют на:
бытовую (для жилых помещений);
/бытовую мебель делят по типам помещений, для которых она предназначена:
- для жилых комнат - мебель для общей комнаты, спальни, кабинета;
- для кухни;
- для передней, ванной и террасы;
- для различных помещений/;
конторскую;
клубно-театральную;
для предприятий общепита, парков культуры, домов отдыха и т.д.
Для каждого вида мебели характерны определенные размеры, отделки и другие признаки.
По функциональному признаку мебель подразделяют на следующие группы:
для сидения (табуреты, стулья, кресла и др.);
лежания (диваны, кресла, кушетки, кровати, диваны-кровати, кресла-кровати, софы и др.); работы (столы письменные, кухонные и др.);
хранения одежды, посуды, книг и других предметов (шкафы для одежды, белья и книг, серванты, комоды и др.);
мебель-подставки (столы журнальные, шахматные, тумбочки для телевизоров, радиоприемников и др.);
мебель для прочих нужд и др.
По комплектности различают мебель:
штучную (отдельные предметы);
комплектную (наборы для одно-, двух- и трехкомнатных квартир и гарнитуры для спальни, столовой, кабинета и др.) /все предметы, входящие в комплект, должны иметь единое архитектурно-композиционное решение, т.е. должны быть выполнены из однородных видов древесины, с отделкой одного вида и одинаковой категории; к комплектности относится и универсально-сборная мебель, которую изготовляют из унифицированных щитов или объемных элементов различного назначения путем сочетания их по ширине и высоте/.
По характеру производства мебель делят на:
экспериментальную;
серийную;
массовую.
По способу производства мебель делят на:
столярную;
гнутую (с использованием гнутоклееных элементов);
плетеную;
прессованную;
формованную;
штампованную;
литую (из металла и пластмасс).
По наличию мягкого элемента и величине его деформации и податливости под нагрузкой, которая зависит от вида оснований, упругой части и мягкого настила, мебель делят на:
жесткую /к жесткой относится мебель с элементами без настила или с настилом толщиной до 10 мм/;
мягкую /категорию мягкости определяют в зависимости от назначения мебели. Например, мебель первой категории мягкости предназначена для длительного отдыха в положении лежа, второй и третьей - для кратковременного отдыха в положении лежа и для отдыха в положении сидя/.
По конструктивно-технологическому признаку мебель делят на:
встроенную;
передвижную;
трансформируемую;
универсально-сборную;
брусковую;
корпусную;
разборную;
неразборную;
складную;
секционную;
стеллажную;
комбинированную.
Виды изделий мебели:
шкафы (для посуды, книг, белья, платья);
комоды;
шкафы-перегородки;
комбинированные шкафы;
серванты;
тумбы;
столы (обеденные, сервировочные, письменные, туалетные, журнальные, кухонные и др.);
кровати (одинарные и двойные);
диваны;
диваны-кровати;
кушетки;
тахты;
табуретки;
банкетки;
стулья;
кресла (рабочие и для отдыха);
кресла-кровати;
кресла-качалки;
шезлонги;
скамьи;
трюмо;
трельяжи;
детские манежи и др.
Встроенная мебель - стационарная, она представляет собой одно целое со стеной или перегородкой помещения. К ней относятся шкафы-перегородки.
Передвижная мебель может быть разборной и неразборной. Разборная мебель более удобна для перемещения внутри квартиры, а также для упаковки и транспортирования.
Брусковая мебель состоит из отдельных брусков (табуреты).
Корпусная мебель, состоящая из щитов, бывает рамочная и щитовая. Мебель рамочной конструкции собирается из отдельных рамок-обвязок с филенками из фанеры или древесноволокнистых плит.
Щитовую мебель изготовляют из отдельных щитов, представляющих собой готовые элементы. Она более тяжелая и материалоемкая по сравнению с рамочной, имеет плоские поверхности, что облегчает уход за ней. Рамочная мебель менее гигиеничная.
Трансформируемая мебель - кресло-кровать, диван-кровать, шкаф-сервант, шкаф-секретер и др. - позволяет экономно использовать жилую площадь, особенно в дневное время; коэффициент занятости жилой площади составляет 30-35%.
ЭКСПЕРТИЗА КАЧЕСТВА [2]
К а ч е с т в о - это комплекс потребительских и технических требований, предъявляемых к мебели в период эксплуатации. Качество мебели зависит от уровня конструкторской разработки, нормативно-технической документации, технологической подготовки, организации производства, размерных, технико-экономических, эстетических и других показателей, а также от качества сырья и исходных материалов.
Все вышеперечисленные факторы регламентируются соответствующими ГОСТ, ОСТ, РСТ, стандартами предприятий и другими документами. Строжайшее соблюдение условий разработанного проекта с учетом требований, предъявляемым к исходным материалам, режимам технологической подготовки и организации производства, обусловливает получение продукции соответствующего качества. По конструктивно-размерным показателям и качеству исполнения мебель должна соответствовать проекту, предъявляемым к ней требованиям с учетом назначения и вида помещения.
Потребительские свойства изделия определяют его способность удовлетворять ту или иную конкретную потребность покупателя. Совокупность потребительских свойств характеризует качество изделия с точки зрения потребителя. Под термином "потребительские свойства" понимается группа свойств продукции, проявляющихся в процессе взаимодействия человека с вещью, раскрывающих ее ценность для потребителя и характеризующих способность вещих удовлетворять материальные и духовные запросы человека и общества.
Оценку уровня качества изделия проводят по соответствующей методике, согласно которой каждый показатель качества сопоставляют с показателями лучших отечественных и зарубежных образцов. Уровень качества мебели оценивают по техническим и органолептическим показателям, объединенным в следующие группы: комфортность, эстетичность, технологичность, уровень исполнения, уровень унификации, надежность в потреблении и долговечность, патентно-правовые показатели.
Комфортность характеризуется удобством пользования (соответствие изделия назначению, насыщенность элементами внутреннего оборудования), ухода за предметом (соответствие санитарным требованиям, простота перемещения и др.), размещения в помещении (возможность блокировать изделия в функциональные и художественные группы) и хранения различных предметов. Оценивают комфортность по балльной системе с оценками "отлично" - 23-30 баллов, "хорошо" - 13-20 баллов, "удовлетворительно" - 1-12 баллов.
Эстетические показатели следующие: наличие устойчивых признаков формы, характеризующих общность средств и приемов художественной выразительности, свойственных определенном стилю в конструировании мебели; соподчинение изобразительных и графических элементов общему композиционному решению; соответствие формы и внешнего вида мебельных изделий современных требованиям; качество композиционного решения, гармоничность пропорций; степень использования декоративных свойств материалов для создания полноценного художественного образа.
Функциональные показатели: совершенство выполнения основной полезной функции; возможность выполнения изделием дополнительных полезных функций; соответствие изделия антропометрическим требованиям (размеру, форме, массе тела человека), комфортабельность; приспособленность изделия к архитектурно-планировочным особенностям помещения.
Уровень применяемых материалов, фурнитуры и комплектующих изделий: новизна применяемых материалов, фурнитуры и комплектующих изделий; облицовочные, обивочные и настилочные материалы; лицевая фурнитура; крепежная фурнитура и механизмы трансформации; комплектующие изделия; степень применения высокоэффективных материалов.
Прочностные (технические) свойства. К ним относится: надежность и долговечность; устойчивость, прочность и жесткость; статическая прочность и мягкость элементов мебели. А также - технологичность изделия, определяющуюся по трудоемкости и материалоемкости изделия, и уровень унификации, определяемый расчетным путем.
В зависимости от этих показателей мебель делят на три категории: высшую, первую и вторую.
К высшей категории относятся изделия с оценкой за комфортность и эстетичность по 27-30 баллов, коэффициентом унификации более 40% (для отдельных изделий) и более 50% (для наборов и гарнитуров), а также соответствующие по уровню исполнения, надежности и долговечности требованиям ГОСТ и патентной защиты.
Изделия, отнесенные к высшей категории, представляют в установленном порядке к аттестации. Аттестованные изделия должны иметь оценку по каждой группе показателей не менее 27 баллов. Например, форма и внешний вид - 11-12 баллов, внешний вид дополнительных элементов - 5-6, удобство пользования - 11-12, и наличие внутренних устройств и уход за изделием - 8-9 баллов. Мебель должна также соответствовать по технико-экономическим показателям лучшим отечественным или мировым образцам или превосходить их.
К первой категории относятся изделия, имеющие за комфортность и эстетичность по 15-26 баллов и соответствующие по другим показателям высшей категории. Все оценки аттестуемого изделия должны находиться в пределах одной категории. Если же один из показателей получил оценку ниже указанной для данной категории, то изделие переходит в другую категорию. Показатели надежности, стандартизации, унификации для каждого вида изделий должны соответствовать требованиям действующей нормативно-технической документации.
На качество мебели большое влияние оказывают показатели качества исходных материалов (древесины, пластиков, покровных и настилочных и т.д.), обработки и сборки, покрытий.
Изучение ассортимента мебели. Ассортимент мебели характеризуется большой сложностью и разнообразием. Изучают его по каталогам и прейскурантам, отмечая при характеристике каждого вида изделий признаки его классификации, группировку по этим признакам, основные разновидности конструктивных элементов. Для закрепления полученных знаний об отдельных видах мебельных изделий проверяют цену 2-3 разновидностей каждого изделия (имеющегося в лаборатории образца или макета) и сравнивают полученную характеристику с характеристикой в прейскуранте. Одновременно обращают внимание на артикуляцию мебели.
Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также, заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.
Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва). Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.
Головной сайт: www.avisanco.ru.
Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Партнеры:
купить белорусский диван в Москве в интернет-магазине pinskdrev.ruЗаказать кровать в Санкт-Петербурге - большой ассортимент на сайте piter.pinskdrev.ru каталог кухонных гарнитуров в интернет-магазине azbykamebeli.ru