Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 5, май, 2005 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


60-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ПАРАДА ПОБЕДЫ!
ПОДВИГ ЗАВОДА ХОЛОДИЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ "КОМПРЕССОР"

    

Ордена Ленина и Трудового Красного Знамени - заслуженные награды завода...

ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
ЗАВОД ХОЛОДИЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ "КОМПРЕССОР"

В связи с 60-летнием Парада Победы редакция Холодильщик.RU посчитала необходимым разместить информацию о Московском Заводе Холодильного Машиностроения "Компрессор" (сегодня - ОАО "Завод "Компрессор"), работники которого в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой подвиг и из отечественных производителей холодильного оборудования внесли наибольший вклад в Победу над фашизмом.

Редакция Холодильщик.RU выражает благодарность за участие в подготовке материала сотруднику завода Цепушелову Дмитрию Анатольевичу.

Боевое задание Родины выполнено!

Война советского народа с фашистской Германией не была, как известно, обычной войной между двумя армиями, между двумя государствами. Это была великая война всего народа за свое существование, война Отечественная.

В едином порыве на борьбу с фашизмом поднялись все советские люди. Тысячные толпы собирались у дверей военкоматов- мужчины и женщины, юноши и девушки требовали, чтобы их направили в ряды Красной Армии. С "Компрессора" на фронт ушли 549 человек. Многие из них были добровольцами. Вместе с другими москвичами компрессоровцы влились в ряды народного ополчения, в добровольческие истребительные батальоны, в войска противовоздушной обороны. А сколько патриотов строили оборонительные рубежи, возводили противотанковые сооружения, копали рвы, сооружали надолбы, бетонировали огневые точки...

По призыву Коммунистической партии вся страна превратилась в единый военный лагерь. Фронт и тыл сжались в один разящий врага кулак.

Через несколько дней после начала войны, 30 июня, перед заводом "Компрессор" и его конструкторами была поставлена серьезная боевая задача: в кратчайший срок организовать производство нового вида оружия.

О том, как происходило переключение завода на новый вид производства, рассказывает свидетель и один из участников этого И. А. Дорожкин.

"В конце июня 1941 г. меня (я в то время был заместителем секретаря парткома Наркомата общего машиностроения), начальника Главного управления противопожарного оборудования К. В. Петухова и заместителя начальника материально-технического снабжения М. Б. Садовского вызвали к народному комиссару П. И. Паршину. В кабинете наркома я увидел представителя ЦК ВКП(б) Л. М. Гайдукова и заместителя наркома Н. И. Кочнова. В ходе беседы я понял, какая ответственная перед нами поставлена задача. Предстояло в короткий срок организовать на заводе "Компрессор" производство нового вида артиллерийского оружия. На мое замечание, что на "Компрессоре" нет оборудования, необходимого для обработки орудийных стволов, последовал ответ: эта артиллерия может быть изготовлена именно с помощью того оборудования, которое имеется па заводе. Из кабинета наркома мы с Н. И. Кочновым отправились прямо на завод".

После беседы па "Компрессоре" Н. И. Кочнов, директор завода поехали к наркому для соответствующего оформления заказов. В парткоме завода в это время стали проводить мобилизацию коммунистов па выполнение нового, сложного и ответственного задания. Каждого предупреждали, что работать придется не считаясь со временем, а главное, нужно держать язык за зубами, не болтать, потому что оружие новое.

Так "Компрессор" получил задание наладить выпуск ракетных установок для пуска реактивных снарядов РС-132, или М13. Эти установки в последующем именовались БМ-13, а бойцы на фронте их любовно назвали "катюшами".

Что же представляло собою новое оружие? В чем состояла его боевая сила?

Легендарная Катюша БМ-13

Представьте себе 16 орудий, выпускающих за две-три минуты 16 снарядов большой мощности. Для перемещения такого числа обычных орудий с одной огневой позиции па другую требуется немало времени и сил. А "катюше", смонтированной на грузовой автомашине, для этого нужны считанные минуты.

Она действует внезапно: появится, обрушит на врага мощный огневой шквал и тут же исчезнет, будто ее и не было. А на вражеских позициях в это время все горит и рушится от сокрушительной силы взрывов.

Это был принципиально новый вид оружия, которого не было ни в одной другой стране мира.

Реактивные снаряды М13 и первые опытные образцы многозарядных самоходных пусковых установок для них БМ-13 советские ученые и конструкторы разработали перед началом Великой Отечественной войны в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Это было очень важным достижением научно-исследовательской и конструкторской мысли в нашей стране. Такое достижение позволяло оснастить Советскую Армию новым могучим боевым средством, какого не было у наших врагов.

21 июня 1941 г. за считанные часы до начала войны, после смотра образцов ракетного оружия (15-17 июня) руководителями партии и правительства было принято решение о развертывании производства реактивных снарядов РС-132, пусковой установки для них и о начале формирования ракетных воинских частей. Это решение, ввиду угрозы надвигающейся войны, было принято несмотря на то, что пусковая установка еще не проходила войсковых испытаний и не была отработана до стадии, допускающей ее промышленное изготовление.

С началом Великой Отечественной войны из опытных образцов пусковой установки, изготовленных в мастерских РНИИ, была сформирована первая экспериментальная отдельная батарея реактивной артиллерии под командованием капитана И. А. Флерова для проведения испытаний установки непосредственно на фронте.

До начала войны па заводе существовало два конструкторских коллектива - отдел главного конструктора (ОГК) и специальное конструкторское бюро (СКБ), подчиненное непосредственно директору завода.

После начала войны завод "Компрессор" и его КБ были определены головными по доработке опытных образцов пусковой установки РНИИ и изготовлению серийной боевой машины БМ-13, а также по созданию новых образцов реактивного оружия, их совершенствованию и внедрению в производство. В связи с этим существовавшие па "Компрессоре" конструкторский отдел и СКБ были объединены в единое СКБ под руководством главного конструктора завода В. П. Бармина.

Коллектив СКБ был сравнительно небольшой. Он состоял всего из 35 человек, включая вспомогательный персонал. Но каждый из них работал с предельной отдачей.

Ведущими конструкторами были Ю. Э. Эндека, Л. Н. Васильев, Ш. А. Шехтман и В. А. Тимофеев, а с августа 1941 г. еще В. А. Рудницкий и В. М. Васильев. Ценный вклад в работу по доводке "катюши" внесли также конструкторы Ф. И. Есаков, А. И. Крысанов, В. И. Остудин, И. А. Писарев, Ф. Н. Соколов, А. Ф. Красинская, М. А. Герасимова.

В 1941 г. Воронежскому заводу имени Коминтерна было поручено изготовить для проведения войсковых испытаний опытную партию многоствольных установок для запуска реактивных снарядов. Но только в ночь на 30 июня 1941 г. там были собраны первые две такие установки и отправлены в Москву - на завод "Компрессор", куда они прибыли в первых числах июля.

Однако как в опытных образцах РНИИ, так и в доставленных из Воронежа было еще много конструктивных и технологических недостатков. Их пришлось устранять "Компрессору" и его конструкторам. Направляющие плоскости, по которым двигались реактивные снаряды (РС) в момент выстрела, на опытных образцах РИИИ были привернуты к балкам винтами. Командир экспериментальной батареи "катюш" сообщил конструкторам, что после каждого залпа винты ослабевают и их приходится подвертывать. Воронежский завод это учел и заменил винты заклепками, но этого оказалось недостаточно, и конструкторам СКБ "Компрессора" пришлось заново решать эту задачу.

Помимо этого, конструкторам СКБ пришлось заново разработать всю электросистему, с помощью которой осуществлялась стрельба, и дать новую конструкцию электроконтакта, подводящих пусковой ток к пирозапалам реактивных снарядов на направляющих. Существовавшая до этого электросистема была не защищена от обгорания и обрывов проводов, а электроконтакты разрушались при заряжании установки снарядами. Была разработана новая система прицеливания и введена броневая защита кабины автомашины.

В связи с замечаниями, полученными от командира первой экспериментальной батареи капитана И. А. Флерова, а также в связи с выявившимися производственными замечаниями при переходе к серийному выпуску БМ-13 было внесено еще много существенных изменений в конструкцию установки, в том числе было устранено заклинивание привода механизма вертикального наведения, вместо правых и левых направляющих был введен один тип их, клепаная конструкция поворотной рамы заменена сварной, что позволило значительно упростить и сократить время изготовления БМ-13.

Работая днем и ночью, группа конструкторов "Компрессора" во главе с В. П. Барминым в неслыханно короткий срок, всего за несколько дней, произвела доработку боевой установки. Заводские технологи А. В. Окшевский, М. Я. Миренский под руководством главного технолога завода Н. В. Окромешко, со своей стороны, изменили технологию изготовления одного из основных узлов реактивной установки.

Теперь усовершенствованная "катюша" была готова к войсковым испытаниям и к массовому выпуску.

Вся работа по налаживанию серийного выпуска "катюш" была организована на "Компрессоре" по-фронтовому. Производство бесперебойно снабжалось всеми необходимыми материалами, обеспечивалось внеочередным размещением заказов и исполнением их.

От РНИИ, изготовившего опытные образцы БМ-13, были командированы на завод консультанты для согласования изменений, вносимых СКБ в конструкцию машины.

С самого начала работ по выпуску "катюш" в помощь заводу был подключен ряд других предприятий Москвы и Московской области, в их числе пресненский механический "Красная Пресня", "Красный факел", станкозавод имени Серго Орджоникидзе, 1-й и 2-й часовые заводы, "Манометр" и др. Они изготовляли отдельные узлы и детали боевой машины для завода "Компрессор".

Из Наркомата общего машиностроения на завод был переведен заместитель секретаря парткома И. А. Дорожкин - на должность начальника цеха по сборке спецмашин. На заводе постоянно находился заместитель наркома общего машиностроения Н. И. Кочнов.

ЦК БКП(б) осуществлял помощь и контроль через члена Военного совета гвардейских минометных частей и заведующего отделом ЦК ВКП(б) Л. Б. Гайдукова и его заместителя Н. Н. Волкова.

По военной линии - командующий гвардейскими минометными частями Красной Армии В. В. Аборенков и сменивший его затем П. А. Дегтярев осуществляли неусыпный контроль над всеми работами по производству "катюш".

После изготовления первых серийных образцов боевой машины на "Компрессоре" они в конце июля 1941 г. прошли испытания на полигоне и были приняты в августе 1941 г. на вооружение Красной Армией, а отработанные чертежи были утверждены для серийного производства. С этого момента на всех заводах, которые были привлечены к производству "катюш", все боевые машины изготовлялись только по этим чертежам.

Выпущенные "Компрессором" "катюши" успешно участвовали в военных операциях па всех фронтах Великой Отечественной войны.

Все, что касалось освоения "катюш" и организации их серийного выпуска, в наркомате решалось весьма оперативно, не днями, а часами. Московский комитет партии установил строгий контроль за работой всех заводов и организаций, привлеченных к этому делу. На "Компрессор" приезжали не только директора других предприятий, но и наркомы. Всех интересовало, удовлетворены ли компрессоровцы тем, как другие предприятия выполняют порученные им задания. Детали, узлы, приборы доставляли на завод на автомашинах и даже на трамваях, в любое время дня и ночи, несмотря на воздушные тревоги и сильные бомбежки. Ракетные установки прямо из цехов направлялись туда, где гремели сражения.

В конце июля. И. А. Дорожкин был назначен заместителем директора завода по спецмашинам БМ-13.

"...Вначале у некоторых артиллерийских военачальников, - рассказывает он, - замечалось довольно-таки пренебрежительное отношение к реактивным установкам. "Какая это артиллерия! - говорили они. - Ни ствола, пи замка..."

Недооценку значения нового артиллерийского оружия довольно долго проявляли и некоторые не очень дальновидные приверженцы "классической" артиллерии. Из их уст можно было слышать: "Это какая-то дурная артиллерия!", "Какие-то планки на колесах!", "Не артиллерия, а какие-то телеги!". Но вот "Компрессор" направил на испытание свою первую реактивную установку. Это было 22-23 июля 1941 г. Командование решило посмотреть новинку в действии. На испытательном полигоне подготовили искусственные сооружения и пригласили артиллеристов. Присутствовал генерал артиллерии Н. Н. Воронов. Когда раздались залпы "катюш" и все увидели, что осталось от построенных сооружений и как мало на это потребовалось времени, мнение артиллеристов резко изменилось в пользу "катюш". Послышались радостные возгласы, вопросы, просьбы поскорее передать ракетные установки на вооружение армии".

Представителям завода, конечно, приятно было слышать похвалы новому оружию от тех людей, которым предстояло применить его в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Вернувшись после испытания на завод, Дорожкин и другие товарищи рассказали обо всем рабочим. В ответ они услышали единодушное обещание дать фронту возможно больше боевых установок. Слова компрессоровцев не разошлись с делом. В августе 1941 г. первые отработанные серийные "катюши", изготовленные на заводе "Компрессор", были отправлены на фронт. Это была огромная победа героического коллектива завода! Это был заслуженный венец бессонных дней и ночей, которые пришлось провести ученым нашей страны, а также конструкторам, технологам и рабочим "Компрессора", чтобы создать и пустить в серийное производство боевую машину БМ-13. Это была серьезная помощь фронту со стороны геройски трудившихся в тылу рабочих завода. Определенный наркоматом план производства установок БМ-13 перевыполнялся. Их выпуск возрастал беспрецедентными темпами.

Залп Катюш

В сентябре 1941 г. на фронт было отправлено уже девять полков "катюш". Каждый полк имел три дивизиона БМ-13 - по три батареи в каждом дивизионе. Всего - 36 боевых установок. Залп полка состоял из 576 снарядов калибром 132 миллиметра.

В годы войны были созданы серийная боевая машина БМ-13 и боевые машины БМ-13Н, БМ-31-12 и БМ-8-48, которые вполне удовлетворяли войска своими тактико-эксплуатационными качествами. Однако кучность стрельбы, которая велась по площадям, еще не удовлетворяла требованиям Советской Армии.

Войска требовали от конструкторов реактивных снарядов с меньшей площадью рассеивания. Появилось семейство реактивных снарядов так называемой улучшенной кучности - М-13-УК и М-31-УК. Улучшение достигалось тем, что оперенному снаряду придавалось па траектории его полета вращение за счет частичного отвода газов двигателя снарядов с помощью четырех согнутых под углом трубок, выведенных на корпус снаряда. Кучность улучшилась, но, во-первых, при этом уменьшилась дальность полета снарядов, а во-вторых, снаряды М-13-УК разрушали направляющие боевой машины БМ-13 и БМ-13Н.

Тогда СКВ решило провести улучшение кучности стрельбы реактивными снарядами за счет придания им вращения механическим путем при движении их по направляющим, без использования газов двигателя. После проведения экспериментальных работ и исследований задача была решена: удалось создать спиральные направляющие. Кучность реактивных снарядов улучшилась, но при этом сохранилась первоначальная дальность полета. Так была создана боевая машина БМ-13СН.

На этом, по существу, была закончена работа СКВ "Компрессора" в годы Великой Отечественной войны. Можно по праву гордиться его деятельностью.

В ходе войны в 1943 и 1944 гг. высокими наградами отмечены главный конструктор В. П. Бармин и многие сотрудники СКВ.

16 сентября 1945 г. за успешное выполнение заданий Коммунистической партии и Советского правительства СКВ "Компрессора" было награждено орденом Отечественной войны I степени. Одновременно была вновь награждена группа конструкторов "катюш", внесших свой значительный вклад в развитие ракетного оружия, в разгром фашизма.



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: