Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 5(17), май, 2006 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
ОБЗОР РЫНКА ТОРГОВО-ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ


Обзор рынка холодильного оборудования всегда представлял интерес, вне зависимости от времени проведенного исследования: предыдущие данные можно сопоставить с последующими и проследить тенденцию роста или падения тех или иных процессов, явлений.

Уже более 10 лет рыночные отношения в РФ приковывают пристальное внимание заинтересованных сторон к развитию рынка холодильного оборудования, в том числе, торгово-холодильного, что продиктовано, прежде всего, условиями постоянно растущей конкуренции и большим интересом и желанием зарубежных производителей определить сферы влияния на российский рынок. Можно предположить, что здоровая конкуренция отечественных и зарубежных производителей способствует развитию экономики РФ.

Редакция Холодильщик.RU приняла решение опубликовать данный обзор после звонка от Елены Реутской, сотрудницы ведущей международной консалтинговой компании Frost & Sullivan (Англия).


Емкость и структура

В 2003 году общий объем российского рынка торгово-холодильного оборудования (включающего в себя холодильные агрегаты для магазинов и складов, двери для холодильных камер, компрессорные станции для централизованного холодоснабжения, теплообменники, оборудование для получения ледяной воды, стеллажи, торговую мебель, кассовые терминалы) оценивался примерно в 700 млн. долларов США. При этом на поставки промышленного холодильного оборудования приходится почти 30% рынка, что составляет около 200 миллионов долларов США. По экспертным оценкам, к концу 2005 года объем всего рынка промышленного холодильного оборудования для магазинов и складов может достигнуть 235-240 млн. долларов США.

Рынок холодильного оборудования подразделяется на 2 сегмента: рынок выносного холода1, который за последнее время очень резко вырос на волне спроса, и рынок встроенного холода2, на котором начался процесс обновления купленного ранее оборудования.

Темпы роста рынка

Бурное развитие торговли, в особенности крупных торговых сетей, провоцирует ежегодный рост объемов продаж торгово-холодильного оборудования в России примерно на 25% в год.

Стадия жизненного цикла

В настоящее время российский рынок промышленного холода и торговой мебели находится в стадии развития, это вызвано активным развитием отраслей – потребителей – розничной и оптовой торговли.

Потребители

Основным потребителем торгово-холодильного оборудования является розничная торговля – один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка. В России представлены практически все имеющиеся в мире форматы розничной торговли – гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры, специализированные магазины, небольшие магазинчики «шаговой доступности».

Поставщики

Поставщиков торгово-холодильного оборудования можно разделить на 2 группы – производителей и дилеров. Группу производителей, в свою очередь, образуют предприятия, использующие в своем производстве отечественные компоненты, и предприятия, собирающие холодильные агрегаты и прочее торговое оборудование из импортных компонентов. К числу крупнейших российских предприятий, использующих в своем производстве отечественные комплектующие, относятся "Холодмаш", Черкесский завод холодильного машиностроения, "Совиталпродмаш", "Марихолодмаш", "Гран", "Прогресс". Вторая группа предприятий представлена компаниями Брендфорд, Ариада, Кифато, НИПРОМ, Golfstream, Cryspi, Марихолодмаш, Микрон, Полюс, Protek, Айсберг, Полаир.

Из общего числа предприятий, занятых производством торгово-холодильного оборудования, выделяются своей клиентоориентированной стратегией «Еврохолод», «Промхолод», «Техноблок», «Занотти», «Термокул», «East Ref Oy», «Простор Л», «ФАБС инжиниринг», «Арктика». В отличие от своих конкурентов эти предприятия предлагают свои клиентам именно решения по проектированию, поставке, монтажу и вводу в эксплуатацию оборудования.

Следует отметить тенденцию роста доли продукции российской сборки на рынке торгово-холодильного оборудования России. Если в конце 1990-х годов на российском рынке торгового оборудования зарубежные производители занимали не менее 90 %, то за прошедшие 6 лет отечественные предприятия сумели нарастить мощности, покрывающие до 40 % потребностей торговли.

Группа дилеров представлена предприятиями, покупающими оборудование по специальным ценам у производителей для поставки клиентам. Однако было бы неверно представить дилеров как посредников меду производителями и потребителями торгово-холодильного оборудования. Такие наиболее известные на российском рынке предприятия, как «Олекс Холдинг», «Морена», «Агро 3», «Фармина», «Росхолод», «Ависанко», «Феам», «Универус», «Торговый Дизайн», «ПМС-Холод», «Вятка-Эко», «Техномир» создают достаточно высокую добавленную стоимость на решении стоящих пред клиентами проблем «под ключ» в качестве контракторов. Эти предприятия имеют собственные проектные и инженерно-технические отделы, монтажную и сервисную службы, отработанную систему логистики для поставок оборудования ведущих итальянских, германских, финских компаний.

Но наряду с лидерами российского рынка торгово-холодильного оборудования пока еще существует множество мелких и средних производителей, кто собирает примитивное оборудование без использования высоких технологий, не делающих больших вложений в техническое обеспечение производства и комплектующих свои холодильные витрины компрессорами производства России и Украины, порой даже бытовыми или б/у. Специалисты сходятся на том, что век этих мелких фирм близится к завершению. Очевидна тенденция укрупнения производств на рынке торгово-холодильного оборудования.

Среди иностранных компаний, продукция которых распространяется на российском рынке, доминируют итальянские Arneg и Costan. По признанию потребителей, эти компании предлагают наиболее качественную продукцию. В первую десятку входят также германская Linde, финская Norpe и испанская Koxka. В нижнем ценовом диапазоне работают польские компании, наиболее известные из которых – Juka, JBG, Mawi.

Способы организации продаж

Способы продаж холодильного оборудования можно сгруппировать по трем категориям: Представительская организация продаж - компания-производитель открывает свои международные или региональные представительства и через них реализует свою продукцию. Важным свойством такой организации продаж является единая ценовая политика на всех направлениях распространения товара, а также централизованное управление. Дилерская организация продаж (распространена наиболее широко). Производитель продает свой товар дилерам по специальным ценам, предоставляя им гарантийное обслуживание и другие льготы. Реализация конечному потребителю без посредников - такой схемой продаж чаще всего пользуются производители, работающие на локальном рынке, параллельно с другими способами организации каналов продвижения. Перспективными формами продаж в настоящее время являются те, которые обеспечивают географическую близость к потребителю, а именно "представительская" и "дилерская". Выбор каждой из них обусловлен уровнем развития конкретной компании, ее финансовыми и административными возможностями.

Возможности и тенденции

Сегодня крупные торговые и складские комплексы возводятся по всей стране. Практически в каждом российском городе обновляются и реконструируются муниципальные рынки, бывшие универмаги и универсамы. Вполне естественно, что вслед за этим быстро увеличивается число поставщиков торгово-холодильного оборудования. Вместе с тем, потребители торгово-холодильного оборудования предъявляют к поставщикам все более жесткие требования, особенно - по срокам его поставки, качеству и ценам. В силу этих особенностей рынка, победа в тендере на поставку торгово-холодильного оборудования достается его участникам значительно труднее, чем прежде. Конкурентные преимущества на рынке торгово-холодильного оборудования достигаются через комплексное решение поставленных клиентами задач по оснащению магазинов и логистических центров. Потребителю интересно работать не просто с поставщиком оборудования, а с контрактором, способным спроектировать магазин или склад, собрать модули из различных видов оборудования, осуществить монтаж и сервисное оборудование.

Также имеется тенденция бурного развития сетевых ритейлеров как в Москве, так и регионах. Полное насыщение торговыми площадями (то есть завершение этапа экстенсивного развития и переход к прямой конкуренции между игроками) в Москве по прогнозам аналитиков наступит к 2009-2010 годам. Отсюда следует, необходимость в поставках торгово-холодильного оборудования, в осуществлении проектных разработках, монтажа, наладки.

Росту рынка торгово-холодильного оборудования способствует и развитие пищеперерабатывающей отрасли, в частности, производства мороженного и замороженных продуктов питания. Активное развитие смежных отраслей промышленности и торговли значительно увеличивают потребность в промышленном холоде.

На предприятиях - потребителях холода преобладает устаревшее оборудование, требующее замены (почти 30 % предприятий оснащены полностью устаревшим холодильным оборудованием), что тоже провоцирует рост продаж холодильного оборудования.

Производители, дистрибьюторы пытаются выйти на рынок выносного холода, здесь идет сильная конкурентная борьба. Рынок встроенного холода растет, но не более чем на 10% в год. Именно здесь происходит перераспределение: какие-то игроки меняют бренды, у них задача – выжить.

Угрозы

Для производителей торгово-холодильного оборудования из отечественных комплектующих главной угрозой является иностранная конкуренция – как прямая, так и опосредованная – через российские предприятия, осуществляющих сборку модулей из импортных компонентов. Предпочтение российские потребители отдают импортной технике, так как она соответствует критериям качества и долговечности.

Рост стоимости используемых в производстве торгово-холодильного оборудования материалов. В частности, стоимость металла возросла с начало года на 60%. В условиях интенсивной конкуренции падает валовая рентабельность продаж.

Для поставщиков импортного торгово-холодильного оборудования угрозу представляют действия таможенного комитета РФ, который с помощью различного рода ограничений прямо или косвенно влияет на объемы ввоза импортного оборудования в Россию.

1 Выносная система холодоснабжения. Данный тип холодоснабжениея получил наибольшее распространение в последние десятилетия, причем как для магазинов элитного формата, так и для магазинов среднего и эконом-класса. С одной стороны, выносная система холодоснабжения более сложна и дорогостояща, однако она не имеет ниженазванных недостатков встроенной системы, а кроме того, имеет неоспоримые и все более актуальные преимущества: меньшее энергопотребление (за счет регулирования производительности и более высокого КПД компрессоров); экономия на системе кондиционирования торгового зала; более высокая надежность работы оборудования; оборудование можно обслуживать, не прекращая его работу в торговом зале.

2 Встроенная система холодоснабжения. Ранее подобной системой были оснащены подавляющее большинство отечественных универсамов и продовольственных магазинов. При использовании встроенного холодильного агрегата возникает ряд проблем: высокий шум от работы холодильных агрегатов в торговом зале магазина; значительные тепловыделения; более низкая надежность и необходимость более частого технического обслуживания торгового оборудования (особенно в летний период). В связи с этим в настоящее время встроенная система холодоснабжения используется только для небольших по площади магазинов с малым числом единиц торгового холодильного оборудования (например, магазины при АЗС).


www.prado.ru
(ПРАДО Корпоративные Финансы)

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОТРАСЛИ МАШИНОСТРОЕНИЯ,
СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ ХОЛОДИЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
(по данным на март 2005 года)

(в таблице проценты, %: сумма ниже 100 - падение, выше 100 - рост)

Вид продукции Март
2005 г.
Март 2005 /
Март 2004, %
 Холодильные установки, тыс. компл.  4,0  72,4
 Оборудование холодильное, тыс. шт.  28,6  147,1
 Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт.  200,0 101,7

Справка от Холодильщик.RU
по данным Федеральной службы госстатистики




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: