Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 7(19), июль, 2006 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
В.Б. Конов ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ПЕРЕВОЗОК СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ


Надежной и эффективной защитой, с целью исключения попадания на стол потребителя некачественных скоропортящихся продуктов, является установление жестких температурных режимов, применяемых в соответствии с концепцией непрерывной холодильной цепи.

В настоящее время отрицательно сказывается на качестве продуктов питания недостаточное количество транспортных средств и стационарных холодильников, способных поддерживать температуру с высокой точностью и в широком диапазоне. Пищевые продукты зачастую перевозятся в вагонах-термосах без сертификата транспортного средства, со значительным износом теплоизоляции. Контроль температур при погрузке, выгрузке и во время транспортировки, в полном объеме, как правило, не осуществляется.

В процессе транспортировки скоропортящиеся пищевые продукты под воздействием циркулирующего воздуха, омывающего продукт, претерпевают потерю веса (усушку). Происходит изменение цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ, вследствие активно протекающих процессов, что приводит к уменьшению стойкости продуктов к сохранению и снижению их пищевой ценности. Характер и активность физико-химических и биохимических процессов различны и зависят от 1) физических свойств продукта, 2) действия ферментов, содержащихся в нем и 3) уровня поддерживаемых температур.

При нестабильности температур в грузовом помещении может возникнуть "скрытая порча" пищевых продуктов. Внешний вид таких продукты не выдает признаков порчи. Например, повышение температуры хранения (перевозки) от -18 °С до -10 °С и более, приводит к росту бактерий. Последующее понижение до температуры -18 °С и менее, не уменьшает содержания в скоропортящемся продукте болезнетворных бактерий. Употребление в пищу таких продуктов является нежелательным и даже опасным.

При осуществлении перевозок скоропортящихся пищевых продуктов, как правило, отсутствует сквозной единый температурный контроль, что отражается на качестве продуктов. В процессе транспортировки продуктов отправителю сведения о температуре часто не предоставляются и потери, вызванные нарушением температурного режима, обнаруживаются только при выгрузке.

Существующие в настоящее время схемы доставки фруктов и овощей, мяса и рыбы от производителя к конечному потребителю не в полной мере используют оптимальные температуры, предназначенные для отдельно взятого продукта. Вопросы регулирования влажности, состава газовой среды в транспортных единицах, широко распространенные за рубежом, в данной статье не рассматриваются, хотя и представляют большой практический интерес для применения при перевозках скоропортящихся грузов, особенно на дальние и сверхдальние расстояния.

Действующие ведомственные инструкции по хранению и транспортировке скоропортящихся пищевых продуктов в настоящее время не согласованы, носят обобщающий характер и не учитывают ряда особенностей некоторых продуктов питания, например, таких как свежие фрукты и овощи. Предписанные температурные режимы разрабатывались несколько десятков лет назад и, в большей степени, учитывали лишь технический уровень, имеющейся в то время в распоряжении транспортных предприятий холодильной техники (широко применяемой и сегодня) и, главным образом, экономические интересы перевозчика.

Разность температур перевозки морским, железнодорожным и автомобильным транспортом может достигать для замороженных продуктов 12 °С [1]. Например, на судах возможно поддержание температуры до -30 °С, а в рефрижераторном подвижном составе рыбопродукция перевозится при -18 °С. В результате срок хранения ценных пород рыб при длительной перевозке железнодорожным транспортом сокращается настолько, что дальнейшее их хранение становится невозможным и продукция подлежит немедленной реализации.

Инструкции, регламентирующие условия перевозки и хранения пищевых продуктов в последние годы изменились незначительно. Так, за последние полтора десятка лет на железнодорожном транспорте лишь единожды было произведено ужесточение температурного режима перевозки мороженой рыбы (до -18 °С) [2].

В это же время появились пищевые продукты, отсутствующие в руководящем документе для железнодорожных перевозчиков [2], например, такие как, тропические и субтропические плоды и овощи - нектарины, киви, личи, а также некоторые новые виды молочной продукции, требующие строгого соблюдения температурных условий перевозки, отличных от указанных в руководстве для "непоименованных выше" продуктов.

Современный подход к решению проблемы доставки продуктов питания должен основываться на принципе рациональности. Создание оптимальных условий хранения для сохранения качества пищевых продуктов и минимальные затраты на охлаждение и транспортировку - основные показатели совершенствования и оптимизации транспортных средств и их элементов для перевозки скоропортящихся грузов.

В последние годы появились положительные тенденции в обновлении холодильной техники. Проводятся разработки новых типов крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров. На уровне ассоциаций и некоммерческих сообществ транспортных предприятий ("Гильдия экспедиторов", "Российская ассоциация российских экспедиторов" FIATA), создаются предпосылки для внедрения современных транспортных технологий с использованием логистических принципов повышения уровня сохранности и безопасности перевозок грузов. Приняты федеральные законы, определяющие требования к безопасности пищевой продукции, в частности, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", которые определяют требования к федеральным органам исполнительной власти при осуществлении государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, а также повышение ответственности лиц, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов, за безопасность поставляемой продукции на всех этапах производства, поставки, транспортировки, хранения и реализации [3].

Предстоящее вступление России во Внешнеторговую Организацию (ВТО) должно оказать решающее влияние на скорейшее принятие международных правил и норм для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов, что повысит требования к условиям перевозок, средствам доставки скоропортящихся грузов и, в конечном итоге, будет способствовать улучшению безопасности продуктов питания.

Признанный в мировом сообществе лидер мирового контейнеростроения - компания GRAAFF (Германия) успешно работает над совершенствованием конструкции выпускаемых рефрижераторных контейнеров [4]. На фото представлен новый большегрузный контейнер GRAAFF.

Рефрижераторный большегрузный контейнер GRAAFF Рефрижераторный большегрузный контейнер GRAAFF Рефрижераторный большегрузный контейнер GRAAFF

Фото. Рефрижераторный большегрузный контейнер GRAAFF
(длина - 13,6 м, ширина - 2,6 м и объем грузового помещения - 80,4 м3)

В целях повышения качества перевозимых пищевых продуктов компании-перевозчики приобретают более совершенные средства доставки груза, улучшают процедуры контроля качества. Так, в 2004 году ОАО Дальневосточное морское пароходство (ОАО ДВМП) приступило к реализации долгосрочной программы обновления собственного парка контейнерного оборудования, предусматривающей массовую замену старых контейнеров на новое современное оборудование, соответствующее всем международным стандартам. Конструктивной особенностью 40-футовых рефрижераторных контейнеров является широкая география их использования для климатических условий: от тропиков до сверхнизких температур Магаданской области. Программа обновления контейнерного парка призвана обеспечить максимальную безопасность перевозки и сохранность груза в новом контейнере.

Современные холодильные установки, предназначенные для рефрижераторных контейнеров, оснащаются устройствами, которые одновременно выполняют регулирующие и записывающие функции. Регулирование производительности позволяет поддерживать очень точное значение температуры подаваемого в грузовое помещение воздуха. Микропроцессорные регуляторы выводят показатели работы холодильной установки в цифровом виде, которые заносятся в память устройства. Распечатку данных получают с использованием обычного (или портативного) персонального компьютера. С помощью таких систем температура подаваемого воздуха может поддерживаться с точностью до 0,2 °C от установленной [1, 5]. Холодильные установки обеспечивают поддержание температуры груза в широком диапазоне: от +29 °С до -29 °С. Некоторые рефрижераторные контейнеры позволяют осуществлять перевозки с температурой в грузовом помещении от -35 °С до -50 °С.

Разработка и строительство новых крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров осуществляется рядом предприятий РЖД. Построено 11 контейнеров. На оригинальные конструкции получены патенты, ведутся научные разработки [6].

В Тихоокеанском научно-исследовательском рыбохозяйственном центре, Санкт-Петербургском государственном университете низкотемпературных технологий, Воронежском региональном отделении МАХ, Калининградском государственном техническом университете, Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности [7, 8, 9, 10] проводятся исследования в области транспортировки и хранения пищевых продуктов.

Кобзарем А.В. в диссертации "Теплообмен в насыпном слое сочной продукции" рассматривается тема улучшения температурных условий хранения в холодильных емкостях свежих овощей и фруктов. В работе определяются пути снижения потерь при хранении сочного растительного сырья (картофеля, плодов и овощей). Так, для каждого вида плодоовощей необходимо поддерживать - определенную температуру, влажность воздуха, состав газовой среды, которые должны быть дифференцированы по периодам хранения с учетом сортовых особенностей, физиологического состояния, условий выращивания, способов уборки и других факторов, сформировавших исходное качество продукции и обуславливающих ее лежкоспособность [11].

В обзорах Коптелова К. А. "Холодильное хранение фруктов и овощей в Германии", "Оптимальные режимы низкотемпературной обработки мяса и мясопродуктов на холодильниках Германии", составленных по материалам различных немецких изданий, представлены рекомендации немецких специалистов и нормативы температурных режимов хранения различных продуктов питания [12, 13]. Анализ данных температурных режимов перевозки скоропортящихся грузов в транспортных средствах [1, 2, 4, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18], используемых в различных странах выявил, что в большинстве случаев имеются расхождения между рекомендуемыми температурами для одного вида пищевого продукта, что может быть объяснено применением холодильных установок различного технического уровня, условиями перевозок, разнообразием помологических сортов плодоовощной продукции и другими факторами, оказывающими влияние на выбор температурных режимов перевозки.

Таким образом, все вышеизложенное позволяет считать, что в настоящее время, в соответствии с Федеральными законами, регламентирующими качество, безопасность пищевых продуктов, техническими нормами и правилами, а также рекомендациями системы международных технических стандартов, необходимо продолжение исследований в целях разработки рекомендаций для определения оптимальных условий доставки скоропортящихся грузов с учетом практики перевозок, и последними достижениями науки и техники.

Список использованной литературы:
1. Тертеров М.Н. Доставка скоропортящихся грузов. - М.: Транспорт, 1992. - с.11-13.
2. Инструкция по обслуживанию перевозок скоропортящихся грузов в международном сообщении между государствами-участницами Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республикой, Эстонской Республикой ДЧ - 1997 от 18.05.98 г. - с. 10-12.
3. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов"// "Библиотечка Российской газеты" - приложение к "Российской газете". 2002. №4.- с.14-34.
4. http://www.graaff-transportsysteme.de/eingange.htm.
5. Руководство по эксплуатации и обслуживанию. Холодильный агрегат для кузова. Модели 69NT40-511-300 и выше. Т-285-01R. Сarrier Transicold Division, Carrier Corporation, Syracuse, 1999 - с. 3.16-3.20.
6. Панферов В.И., Богданов В.М., Теймуразов Н.С., Гольцев С.Н. О создании первых отечественных крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров типа 1-АА. // Вестник ВНИИЖТА, № 6, 2002, с. 3-5.
7. Бараненко А.В., Лаптев Ю.А. Международной академии холода 10 лет // Вестник МАХ № 1, 2003, с. 3-8.
8. Антипов С.Т., Шахов С.В. Воронежское региональное отделение МАХ: итоги и перспективы // Вестник МАХ № 1, 2003, с. 21-23.
9. Маркова О.Н., Семенов Б.Н. Исследование продолжительности хранения рыбы, замороженной с использованием жидкого азота // Вестник МАХ № 1, 2003, с. 44-47.
10. Буянов О.Н. Кемеровскому технологическому институту пищевой промышленности 30 лет // Вестник МАХ № 1, 2003, с. 31-33.
11. Теплообмен в насыпном слое сочной продукции. Спец. 05.14.04. - Промышленная теплоэнергетика/ Диссертац. - Науч. рук. В.Н. Слесаренко, В.А. Пухкал.- Владивосток, ДВГТУ, 1999. - с. 8-9.
12. Коптелов К. А. Холодильное хранение фруктов и овощей в Германии // Холодильная техника №4, 2003, с. 45-47.
13. Коптелов К. А. Оптимальные режимы низкотемпературной обработки мяса и мясопродуктов на холодильниках Германии // Холодильная техника №7, 2003, с. 45-47.
14. Mercantile Publishers аs: Guide to Food Transport; Fish, Meat and Products, Mercantile Publishers as: Kopenhagen, 1990, - с. 93-139.
15. Рекламный проспект компании ООСL "ShipYour Perishables Safely, Quickly and Reliably", c. 18-19.
16. Рекламный проспект компании SEALAND "Corporate Marketing", c. 21-28.
17. htt://www.tis-gdv.de.
18. Перевозка скоропортящихся грузов: Справочник. Леонтьев А.П., Ткачев В Д., Батраков И.И. и др. - М.: Транспорт, 1986. - 304 с.




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: