С точки зрения поэта:
"О, ты, огонь, благословенный Богом, Хвалу Ему воздай и славу на века".
С точки зрения ученого:
"...если вы можете измерить и выразить в числах то, о чем говорите, - вы знаете это; но если вы не можете измерить, если не можете выразить числами, - ваши знания скудны и недостаточны. Они могут быть началом науки, но едва ли одной лишь силой вашей мысли превратятся в ее фундамент".
Лорд Кельвин, "Популярные лекции и речи", 1891 г.
Теплота и температура
Поставьте на огонь кастрюльку с водой и понаблюдайте за ее температурой. Пламя отдает тепло кастрюльке и ее содержимому и повышает их температуру. Кастрюлю бóльших размеров с бóльшим количеством воды нужно греть дольше и сжечь больше топлива, чтобы добиться такого же повышения температуры. Мы говорим бóльшее количество тепла. В обыденном разговоре слово "тепло" звучит как синоним температуры, но в науке эти слова означают совершенно разные вещи1). Теплом мы называем ту "субстанцию", которая делает предметы горячее. Температура же только показывает, насколько горяч предмет или каков его "уровень теплоты".
Описание температуры и количества тепла
Температура - это "степень нагретости" по определенной шкале. Градуировку термометра мы производим, исходя из нашего представления о тепле и холоде.
Чтобы один термометр согласовался с другим, мы приписываем двум стандартным уровням "нагретости" - таящему льду и бурлящему кипятку - два числа: 0 и 100, и делим промежуток на сто равных долей2). Можно говорить о смысле измерения температуры, но сейчас рассмотрим термометры, как нечто само собой разумеющееся, наподобие секундомера. Они говорят нам о степени нагретости данного предмета. Эту степень нагретости они характеризуют по определенной шкале, и их показания мы называем "температурой".
Теплота - это то, что делает предметы горячее, расплавляет твердые вещества или испаряет жидкости. Когда мы нагреваем железный стержень или сосуд с водой на пламени или на электроплитке, то можем представить себе, что в предметы "вливается" некоторое количество тепла в виде невидимой и невесомой субстанции, которая делает их горячее. Чем больше количество железа или воды, тем больше требуется теплоты. Эта теплота возникает из горящего топлива, и чтобы нагреть 2 л воды до желаемой температуры, его требуется вдвое больше, чем для 1л, а 5 л требуют в 5 раз больше топлива, чем 1 л. Дополнительное повышение температуры также требует затрат большего количества топлива. Мы считаем, что если такое-то количество тепла нагревает предмет от 10 до 20°, то это же количество тепла нагреет его и от 20 до 30°. В большинстве случаев эксперименты подтверждают это. Если "массу" таинственной тепловой субстанции измерять количеством топлива и если
ТЕПЛОТА ~ РАСХОД ТОПЛИВА,
то
ТЕПЛОТА ~ МАССА НАГРЕВАЕМОГО МАТЕРИАЛА,
ТЕПЛОТА ~ ПОВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ МАТЕРИАЛА.
Первые опыты, проведенные около двухсот лет назад, не учитывали расхода топлива, но привели к тем же результатам, хотя теплота рассматривалась как некая невидимая субстанция и в опытах изучался ее переход от горячего тела к холодному.
---
1) К несчастью, ученые придали общепринятому в разговорном и литературном языке слову "тепло" совсем другой смысл. Мы говорим "теплая вода", читаем о "теплом дне". Во всех этих случаях ученые сказали бы "температура". Они сохранили слово "теплота" для того таинственного, что выделяется топливом и заставляет повышаться температуру предметов. Этой разницей ученые и литераторы запутывают людей. Но литераторы здесь ни при чем. Нам самим следовало бы учесть разговорную практику и называть "теплом" то, что измеряет термометр, а для того, что нагревает предметы и, как выяснилось, является формой энергии, найти какое-то другое слово, хотя бы старое название "теплород". Однако мы уже не в силах изменить научный язык и должны мириться с укоренившимся разнобоем. Когда вы имеете дело с научными вопросами, лучшее, что можно сделать, это прибегать к словам "температура" и "теплота" в научном смысле.
2) Так получается шкала Цельсия. Полезно различать 1 °Ц (или 1 °С) и 1° по шкале Цельсия. Первое - это температура на один градус выше точки таяния льда, второе же - повышение температуры на один градус в любом месте шкалы.
Источник: Физика для любознательных. /Эрик Роджерс/. Том 2. Пер. с 8-го амер. изд. под ред. Е.М. Лейкина. М.: Изд-во "МИР", 1972, С. 457-459