Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 7(43), июль, 2008 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
М. Кузьмичева
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХОЛОДИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИИ


ИТКОР
Процессы охлаждения присутствуют во всех без исключения областях хозяйства страны и в первую очередь - это функционирование холодильной цепи, обеспечивающей население продуктами питания и, соответственно, продовольственную безопасность страны.

Холодильная промышленность обеспечивала и сейчас может обеспечивать формирование, хранение государственных резервов и ресурсов для поставок спецпотребителям.

Одновременно эта система является одним из ключевых стабилизирующих звеньев формирующейся рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса страны.

В этой статье мы рассмотрим состояние сети российских хладокомбинатов и транспорта для перевозки скоропортящейся продукции.



Учитывая сезонный характер производства животноводческой продукции, выполнение программы эффективного развития животноводческого комплекса России требует наличия единой хорошо организованной сети мощных холодильных емкостей, расположенных на территории всей страны. При этом роль хладокомбинатов в предоставлении услуг по хранению и транзиту продуктов животноводства, требующих специального температурного хранения, весьма значительна.

Распределительные холодильники, предназначенные для длительного единовременного крупнотоннажного хранения скоропортящегося сырья, обеспечивают ритмичность производства в отраслях животноводства и бесперебойное снабжение мясом населения страны. Согласно прогнозам Международного института Холода, в будущем крупнотоннажное холодильное консервирование скоропортящихся продуктов не имеет альтернативы.

Сложившаяся на протяжении многих десятилетий система хладокомбинатов России всегда рассматривалась государством как стратегически важная отрасль для обеспечения продовольственной безопасности страны и стабилизации потребительского рынка. При этом хладокомбинаты Росмясомолторга успешно справлялись с решением таких задач, как формирование, хранение государственных резервов и ресурсов для поставок корпоративным потребителям, а также в районы Крайнего Севера.

В последние годы в России наметились позитивные сдвиги в развитии холодильной промышленности. Созданы новые производства холодильного оборудования для предприятий торговли и общественного питания, техники быстрого замораживания, сборочные цеха холодильных машин, производства отдельных комплектующих изделий, наметился существенный прирост выпуска быстрозамороженной продукции.

Вместе с тем, на большинстве хладокомбинатов используется морально и физически устаревшее оборудование с большим содержанием аммиака, не отвечающее современным требованиям промышленной безопасности. Неудовлетворительными темпами идет реконструкция устаревших холодильных систем и внедрение новых скороморозильных отечественных установок.

Большое количество техники на российских хладокомбинатах нуждается в замене. Другим важным моментом является то, что техника должна быть современной. Особого внимания заслуживает тот факт, что иностранные фирмы, сумевшие вовремя обосноваться на российском рынке, в какой-то мере повлияли на всплеск активности со стороны отечественных специалистов, многие из которых предпочитают импортное оборудование российскому. Актуальность этой проблемы будет возрастать вместе с ростом производства, усилением конкуренции.

В настоящее время главными направлениями развития холодильной отрасли являются:

- создание и внедрение технологий, обеспечивающих условия для высокого качества хранения продуктов;
- повышение эффективности технологических процессов обработки и оборудования;
- применение в холодильных системах экологически безопасных холодильных агентов и, в первую, очередь природных рабочих веществ - аммиака, воды, воздуха, углеводородов и диоксида углерода;
- повышение промышленной безопасности холодильных систем.

Спрос на низкотемпературные склады ежегодно растет на 15-30% и далее будет увеличиваться, поскольку действующие хладокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность импортеров, производителей и операторов оптовой торговли.

Только в Московском регионе дефицит площадей низкотемпературных складов составляет от 190 до 230 тыс. тонн единовременного хранения. Потенциальный спрос на холодильные склады по России в два раза больше, чем объем строительства в настоящее время. Помимо потребности в площадях, возросли требования к их качеству и комплексу предоставляемых услуг.

Девяносто процентов ныне действующих на территории России хладокомбинатов, построенных 30-50 лет назад, не соответствует современным требованиям. Износ оборудования составляет от 50% до 70%.

Построенные с целью долгосрочного хранения продукции многоэтажные хладокомбинаты советских времен не имеют возможности оперативно размещать груз. Большая трудоемкость подъема товара на этажи с помощью лифтов, недостаточное количество погрузочных эстакад и отсутствие наклонных платформ усложняет проведение погрузочно-разгрузочных работ, возникает простой транспорта в ожидании выгрузки товара.

Холодильные и морозильные камеры старого образца, хладообразующим элементом которых служит аммиак, не позволяют поддерживать стабильный температурный режим, что приводит к потере качества продукции.

Большим недостатком действующих хладокомбинатов является отсутствие офисных помещений. Стремление арендаторов складских помещений иметь свой офис на территории складского комплекса обусловлено необходимостью присутствия своего представителя в момент поступления и отгрузки товара, а также оперативного управления бизнесом.

Например, московские хладокомбинаты, при кажущемся преимуществе месторасположения, имеют ряд недостатков: высокие коммунальные платежи, большой земельный налог, загруженность московских дорог в дневное время, когда осуществляется большинство перевозок.

Крупнейшей организацией, обеспечивающей продовольственную отрасль услугами хладокомбинатов, является "Росмясомолторг" - многопрофильная торгово-промышленная компания, акционеры которой - 164 распределительных и производственных холодильных предприятия, чьи совокупные возможности позволяют хранить более 1,3 миллиона тонн мясомолочных продуктов, при этом минусовая емкость хладокомбинатов составляет 1,02 млн тонн. Вместимость холодильников колеблется от 511 т до 33 730 т. Российская торгово-промышленная компания "Росмясомолторг" является государственным агентом по выполнению Продовольственной программы обеспечения населения продовольствием. Компания оказывает посреднические услуги в обеспечении заинтересованных предприятий технологическим, холодильным и прочим оборудованием производственного и общетехнического назначения, запасными частями к нему; предлагает взаимовыгодное использование холодильных мощностей и емкостей, лизинг в холодильную отрасль России, совместную деятельность в выпуске продуктов питания, современной тары и упаковки. "Росмясомолторг" осуществляет закупки в стране и за рубежом мясомолочных продуктов питания (в том числе, для федеральных нужд). Компания сотрудничает с многочисленными предприятиями мясной, молочной и пищевой промышленности, производителями перерабатывающего, холодильного и другого оборудования в России, странах СНГ, ЕЭС, США, Австралии, Новой Зеландии.

Из представленных минусовых емкостей хладокомбинатов по оценке "Росмясомолторга" только 60-70% приходится на хранение мяса.

На рис. 1 представлены доли распределения холодильных емкостей по федеральным округам.

Доли распределения холодильных сооружений по общей емкости по федеральным округам

Рис. 1. Доли распределения холодильных сооружений
по общей емкости по федеральным округам

Наибольшую долю в распределении холодильных сооружений по грузовой емкости занимает Центральный федеральный округ - 29%.

На рис. 2 представлено распределение хладокомбинатов по общей емкости хранения продуктов.

Распределение хладокомбинатов по общей емкости хранения по РФ

Рис. 2. Распределение хладокомбинатов
по общей емкости хранения по РФ

Анализ рисунка показывает, что наибольшее число хладокомбинатов имеет общую емкость хранения продуктов 3-5 тыс. т (21% от общего количества хладокомбинатов РФ), а также 7-10 тыс. т (19%) и 10-13 тыс. т. Количество хладокомбинатов, имеющих общую емкость хранения свыше 30 тыс. тонн, минимально. Данные хладокомбинаты расположены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Эти регионы являются не только крупнейшими потребителями мясомолочной продукции, но и значительными перевалочными пунктами, из которых продукция российских и импортных производителей транспортируется в другие регионы.

На рис. 3 представлено распределение хладокомбинатов по минусовой емкости хранения продуктов.

Распределение хладокомбинатов по минусовой емкости хранения продукции по РФ

Рис. 3. Распределение хладокомбинатов
по минусовой емкости хранения продукции по РФ

Анализ рисунка показывает, что большинство хладокомбинатов имеет минусовую емкость хранения 3-5 тыс. т (25% от общего числа хладокомбинатов РФ) и 7-10 тыс. т (21%).

Количество комбинатов, имеющих минусовую емкость хранения свыше 20 тыс. т составляют всего 3% от общего числа хладокомбинатов РФ.

Холодильники вместимостью свыше 4 тыс. т, в основном (свыше 90%), располагают камерами емкостью более 400 т.

В таблице 1 приведены данные о вместимости различных групп холодильников на предприятиях "Росмясомолторга".

Вместимость различных групп холодильников
на предприятиях "Росмясомолторга"
Таблица 1.

Вместимость холодильников, т

Общая вместимость, тыс. т

До 1 000 1,1
От 1 000 до 2 000 7,0
От 2 000 до 3 000 39,8
От 3 000 до 4 000 44,5
От 4 000 до 7 000 217,1
От 7 000 до 9 000 85,8
От 9 000 до 12 000 288,6
От 12 000 до 15 000 171,4
От 15 000 до 20 000 229,0
От 20 000 до 30 000 131,1
Свыше 30 000 98,2

В таблице 2 представлена оценка нехватки холодильных емкостей для хранения мяса.

Оценка нехватки холодильных
емкостей для хранения мяса, тыс. тонн
Таблица 2.

Наименование федерального округа

Потреб-
ление

Холодильная емкость

Оборот хладо-
комбинатов

Недостающие мощности

Россия, всего 6 240 717 4 302 1 938
Центральный ФО 1 685 216 1 296 389
Северо-Западный ФО 811 103 618 193
Южный ФО 749 62 372 377
Приволжский ФО 874 110 660 214
Уральский ФО 624 60 360 264
Сибирский ФО 1 061 138 828 233
Дальневосточный ФО 437 48 288 149

В связи с нехваткой холодильных емкостей для обеспечения мясного сырья отечественного и импортного необходимо модернизировать имеющиеся хладокомбинаты для увеличения их площади и качества хранения и часть холодильных сооружений реконструировать в распределительные центры. Распределительные центры необходимо расположить в местах сосредоточения основных потребителей мяса и главных центрах поставок импортного мяса-сырья, какими являются Москва и Санкт-Петербург.

Основных арендаторов хладокомбинатов можно разбить на следующие основные группы:

- компании, арендующие складские и офисные помещения, в т. ч. импортеры продукции питания из дальнего и ближнего зарубежья;
- региональные предприятия мясной промышленности и зарубежные компании, реализующие продукцию на территории России через дилерскую сеть;
- бюджетные организации, хранящие резервы замороженной продукции на долгосрочной основе.

Современный хладокомбинат, отвечающий основным перечисленным ниже параметрам, может считаться комплексом класса "А":

1. Здание, построенное с применением новых строительных материалов, отвечающее всем международным стандартам.

2. Удобный подъезд и близость к транспортным развязкам и основным магистралям.

3. Одноэтажное здание.

4. Шаг колонн более 12 м.

5. Качество холодильного оборудования должно отвечать требованиям, поддерживающим стабильный температурный режим.

6. Выровненный пол с непылящим покрытием.

7. Наличие для арендаторов склада офисных помещений.

8. Максимальная площадь, занимаемая зданием, должна составлять не более 60% от общей площади земельного участка.

9. Круглосуточная работа.

10. Круглосуточная охрана, система видеонаблюдения.

11. Наличие универсальных погрузочных эстакад.

12. Функционирующая система спринклерного пожаротушения.

13. Регулируемый режим влажности и температуры.

14. Выделенные телефонные линии.

15. Наличие достаточного количества парковочных мест для грузового и легкового транспорта.

16. Наличие таможенного поста.

17. Договора аренды, прошедшие государственную регистрацию.

Помимо основных услуг, на хладокомбинате желательно ввести и дополнительные услуги:

- сертификация товара;
- оформление ветеринарных разрешений;
- формирование групп товаров в паллеты, стопы, поддоны;
- проведение дефростации товара (контроль качества);
- предоставление услуг для стоянки и мелкого ремонта автотранспорта;
- таможенное оформление груза;
- услуги складов временного хранения.

На рис. 4 представлена современная структура товародвижения на российском рынке мяса.

Современная структура товародвижения на российском рынке мяса

Рис. 4. Современная структура товародвижения на российском рынке мяса


Рассмотрим состояние транспортной инфраструктуры на российском продовольственном рынке. Сегодня особенно высока конкуренция среди поставщиков продукции глубокой заморозки, к которой относится мясная продукция. Ключевыми факторами успешной реализации продукции животноводства являются ее качество и максимальное приближение к местам розничной реализации. При этом очень важно чтобы при транспортировке продукции сохранились ее первоначальные потребительские свойства. В современных условиях автоперевозок достижение требуемого результата возможно только при помощи специально оборудованного транспорта - авторефрижератора.

Рефрижераторный транспорт, используемый в России, поставляется главным образом иностранными производителями. При всей его привлекательности, стоимость нового импортного автомобиля не всегда устраивает российских потребителей. Это обстоятельство и рост объемов перевозок послужили причиной развития отечественного производства рефрижераторов. Сегодня более ста компаний специализируется в этом бизнесе. Среди них можно назвать "Автодело", "Волжскпродмаш", "Волговятфургонцентр", "Мир автотехники", "Мосдизайнмаш", "МОТЕК-Ц", "Мытищинский приборостроительный завод", "Олтекс", "Пинго-Авто", "Скания-сервис", "Термо Кинг" и др.

Создание таких фирм позволило соединять основные элементы рефрижераторов с учетом пожеланий заказчика.

Наряду с отечественным производством рефрижераторов, пользуются спросом и импортные автомобили. По отношению цены и возможного пробега они составляют российским машинам достойную конкуренцию.

Одним из условий гарантированной доставки товара является контроль температуры в кузове. Как правило, в рефрижераторах осуществляется контроль за температурой воздуха, поступающего в холодильную камеру, а также за той, что возвращается из холодильника. Для этого используются внешние термометры или дисплей.

Наряду с термометрами, широко используются датчики на основе термопары, платинового сопротивления или полупроводникового прибора. Системы регистрации, в зависимости от требований заказчика, могут вести мониторинг температуры во время всей перевозки, либо выдавать результаты изменений в установленные промежутки времени.

При транспортировке мяса от производителя к потребителю в рефрижераторах температура перевозимых грузов постоянно меняется. В зависимости от разности температур внутри и снаружи, она может повышаться на 10-15 градусов и более. Чем больше точек выгрузки, тем чаще происходят колебания. Как следствие появляется конденсат на поверхности груза.

Наиболее перспективным направлением в развитии специальных средств транспортировки мясной продукции является создание новых видов тары. Такой, которая позволит производить укладку продуктов непосредственно в холодильные емкости на предприятии-изготовителе и обеспечит поддержание необходимого температурного режима в процессе транспортирования. Вместе с грузом она выгружается потребителю.

Разновидностями такой тары являются изотермические, рефрижераторные и обогреваемые контейнеры. Их применение позволяет также механизировать процессы погрузки и выгрузки. Они предназначены для транспортировки и кратковременного (в течение нескольких суток) хранения охлажденного мяса емкостью от 5-7 кг до 3 тонн.

Мясо перевозится также в рефрижераторных вагонах. Правилами перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов установлены предельные сроки перевозки мяса по периодам года в рефрижераторных вагонах (см. таблицу 3).

Предельные сроки перевозки мяса по периодам года
в рефрижераторных вагонах, в днях
Таблица 3.

Продукция

С охлаждения

С охлаж-
дением

Без охлаж-
дения

летний переходный зимний
Мясо замороженное
Говядина, баранина, свинина, мясо всех других животных, мясо в блоках и отрубах, мясо и печень китов, кролики, птица 30 30 30 12
Продукция, отправляемая с мясокомбинатов и холодильников, не имеющих железнодорожных подъездных путей 20 25 30 10
Мясо животных, отгружаемое на промышленную переработку 20 25 30 10
Мясо охлажденное
Говядина, баранина, свинина, телятина и мясо всех других крупных животных подвесом на балках с крючьями и на стоечных поддонах 8 10 8 -
Птица битая 3 3 3 -
Мясо животных, отгружаемое с предприятий, не имеющих железнодорожных подъездных путей 5 8 5 -

Срок хранения от выработки до погрузки мяса охлажденного не должен превышать 4 суток.

В связи с наметившейся тенденцией увеличения емкости рынка мяса и мясопродуктов решение проблемы транспортировки и хранения мясной продукции является в настоящее время наиболее актуальным. Поэтому можно прогнозировать появление в крупных регионах-потребителях новых хладокомбинатов и развитие современных видов транспорта для перевозки мяса.

Опубликовано: http://www.itkor.ru




Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: