Определение эффективности применения того или иного типа холодильной машины в конкретных условиях эксплуатации представляет собой сложную задачу, так как требует учета многих факторов, к числу которых относятся: холодопроизводительность,
- уровень температур подвода и отвода тепла;
- стоимость производства и эксплуатации;
- требования к массе и габаритным размерам;
- требования к уровню шума и надежности;
- требования к характеристике охлаждаемого объекта и др.
В настоящее время не существует точного метода выбора типа холодильной машины, учитывающего все перечисленные факторы. Наиболее объективным является метод определения оптимальных областей машин различных типов, основанный на сравнении приведенных затрат (суммарных капитальных и эксплуатационных) на производство определенного количества холода в сопоставимых условиях [1].
На рис. 1 представлены установленные с помощью этого метода области применения холодильных машин различного типа. Границы областей носят условный характер и могут смещаться под влиянием изменений, происходящих в области конструирования и технологии производства, а также при наличии особых требований, предъявляемых отдельными потребителями.
Рис. 1. Диаграмма областей применения холодильных машин различных типов.
Подавляющее большинство действующих в настоящее время холодильных машин представляют собой парокомпрессионные машины, которые в зависимости от типа используемого компрессора разделяют на поршневые, ротационные (пластинчатые и с катящимся ротором), винтовые и центробежные.
Уровня температур охлаждения 193 ÷ 173 К могут достигать только двухступенчатые и каскадные поршневые машины, а ниже 170 К парокомпрессионные машины вообще не применяются.
Термодинамический анализ циклов воздушных и парокомпрессиоиных машин показывает, что значения действительного холодильного коэффициента εд воздушных
холодильных машин снижаются по мере уменьшения температуры охлаждения более полого, чем для парокомпрессионных машин (рис.2), и кривые εд = f · (Тохл.) пересекаются при Тохл. = 203 ÷ 193 К, т.е. при температурах ниже этой температурной границы воздушные машины становятся более экономичными, чем парокомпрессионные.
1 - воздушные турбохолодильные машины;
2 - каскадные парокомпрессионные машины;
3 - двухступенчатые парокомпрессионные машины.
Рис. 2. Зависимость холодильного коэффициента от нижней температуры охлаждения.
Кроме того, следует отметить, что воздушные холодильные машины, работающие по циклу с разрежением, могут составить конкуренцию парокомпрессионным машинам и при более высоких температурах охлаждения в частности, в тех случаях, когда:
потребителю необходим горячий воздух (температурой 373-393 К) для различных теплофикационных нужд, т.е. в установках для совместного получения холода и тепла;
- имеют место большие (более 3000 мм в.с.) гидравлические потери в объекте охлаждения, существенно больше, чем потери в самом гидравлическом тракте машины;
- на первый план выходят весовые и габаритные характеристики (например, в мобильных транспортных средствах для специальных целей).
Литература
1. Холодильные машины. Справочник. Серия "Холодильная техника", изд. "Лёгкая и пищевая промышленность". М., 1982 г.