Logo holodilshchik
интернет-выпуск № 8(56), август, 2009 г.
ПЕРВАЯ В РОССИИ ИНТЕРНЕТ-ГАЗЕТА ПО ХОЛОДИЛЬНОЙ И БЛИЗКОЙ ЕЙ ТЕМАТИКЕ


01 января 2010 г. УЖЕ НЕ ЗА ГОРАМИ
| Кому не СРОчно | Депутаты отклонили законопроект о прекращении
строительных лицензий | Добавить срок | Строительный срок |
Для малышей - вход отдельный СРО | Пора подняться?


Представленный материал носит информационный характер и касается саморегулируемых организаций (СРО), которые намерены регулировать нашу деятельность с 1 января 2010 г.


 ИЗ ПЕРВЫХ РУК 
Кому не СРОчно
Под вывеской саморегулируемых организаций могут появиться фирмы-фантомы

До конца этого года должен завершиться процесс формирования саморегулирующих организаций в строительной отрасли, которые прежде всего отменят систему лицензирования.

Однако на съезде российских строителей высказывались опасения, что пока только 5 саморегулирующих организаций внесено в реестр. Поэтому к концу года Ростехнадзор может столкнуться с "валом" заявлений от некоммерческих партнерств, претендующих на статус СРО.
Николай Кутьин, руководитель Ростехнадзора

Успеют ли зарегистрироваться все строительные и проектные компании? Как изменится роль экспертных организаций? И как борются с коррупцией в Ростехнадзоре?

Об этом наш разговор с руководителем Ростехнадзора Николаем Кутьиным.


— Как идет процесс формирования саморегулирующих организаций в строительной отрасли? Сколько уже подано заявлений? В чем причина отказов?

— Только две из 20 сдавших организаций документы смогли с первого раза войти в реестр. Это организации специального строительства, которые подчиняются воинской дисциплине, поэтому у них все прошло без сучка и задоринки. Отказы в регистрации происходят только по одной-единственной причине - несоответствие пакета документов установленным правилам.

Главные проблемы были связаны с такими элементарными вещами - в уставе не прописаны цели и содержание деятельности некоммерческой организации. А среди представленных для государственной регистрации документов, как правило, отсутствуют требования к страхованию гражданской ответственности либо компенсационный фонд сформирован с нарушением требований законодательства.

Понимаю, что все это бюрократические моменты, но требования закона незыблемы.

Мы как надзорный орган заинтересованы внести в реестр СРО как можно скорее данные о таких организациях. Потому что от этого зависит правовой статус строительных компаний.

— Некоторые строительные организации просили повременить с переходом к СРО и продолжать работать по лицензии...

— Со следующего года лицензий больше не будет. То, что творится на этом рынке, не выдерживает никакой критики: лицензий на строительство было выдано около 300 тысяч, многие из этих компаний не имели даже строительной техники. А лицензия им была необходима только для участия в тендерах на получение заказа, а потом на субподряд они брали настоящие строительные фирмы. Введение СРО преследовало цель, прежде всего, избавиться от таких фирм-однодневок.

— Не получится ли, что и саморегулирующие организации ждет такой же фиктивный подход? Сколько всего, на ваш взгляд, должно у нас появиться СРО?

— Пока многие строительные организации выжидают, смотрят на других. Активность проявили только реально работающие объединения, которые давно были готовы к изменению своего юридического статуса. По-настоящему тревожит другое. Есть предпосылки, что некоторые правовые фирмы готовятся к тому, чтобы предоставлять услуги по организации СРО. Если такой новый бизнес будет активно развиваться, то под вывеской саморегулирующих организаций могут появиться фирмы-фантомы. Тогда мы получим всплеск вновь созданных организаций. Пока же исходя из нынешней ситуации, я не думаю, что будет внесено в реестр больше 100-150 саморегулирующих организаций.

— Успеете всех зарегистрировать в этом году? Или есть вероятность, что сроки могут быть перенесены?

— А зачем? Все, кто хочет, успеют. Самый трудный этап становления уже пройден, организационные вопросы решены. Мы в первом квартале уже отработали методику работы. Ошибки предыдущих организаций доводим до сведения вновь создаваемых. И сейчас к нам поступают уже более качественные пакеты документов. Во втором полугодии будет идти текущая работа заявительного характера.

— Какие преимущества дает СРО?

— По закону саморегулируемые организации будут заниматься, к примеру, компенсационными выплатами. При добровольном объединении компании создают свои фонды, куда будут вноситься взносы, и если одна из фирм "прогорит", то остальные будут компенсировать этот ущерб.

Также в СРО будут рассматривать споры: если возникнут претензии у потребителей или при сдаче объекта зафиксированы нарушения, которые компания отказывается устранять. Все идет к тому, что те функции, которые раньше выполняли чиновники, теперь будут переданы СРО. Строительный рынок должен стать саморегулируемым.

— Что в строительной отрасли может принципиально измениться во взаимоотношениях государства и бизнеса?

— К примеру, при принятии Градостроительного кодекса надзор также остается за госорганами, а строительный контроль обязаны вести сами заказчики и застройщики. То есть за качество возводимых объектов будут отвечать непосредственные исполнители. А зачем нашим инспекторам ходить по стройкам, травмировать своим появлением строителей и создавать коррупционные прецеденты. Ростехнадзор будет присутствовать только на ключевых этапах строительства, чтобы проверить, нет ли отклонения от проектных решений. Сам процесс мы ежесекундно контролировать не будем, иначе темпы строительства будут крайне низкими. В период кризиса любая бюрократическая проволочка чревата "замораживанием" строительства.

В последующем мы саморегулирующим организациям могли бы передать и вопросы, связанные с ведением надзора и экспертной оценки технических устройств на объектах (подъемных кранов, лифтов), энергетикой. То есть все, что непосредственно связанно с безопасностью ведения работ.

— Как это отразится на промышленной безопасности? Что тогда останется контролировать федеральным органам?

— Правительственные органы должны отвечать только за вопросы глобальной безопасности на тех объектах, которые могут нанести ущерб не одному региону.

Все остальное нужно переводить в зону ответственности самих собственников, а то получается, что мы все друг другу не доверяем и друг друга проверяем. Да и зачем создавать армию контролеров-чиновников, которые будут висеть на шее у налогоплательщиков.

— Как продвигается реформа Ростехнадзора? Какие цели она преследует?

— Путем реформирования собираемся создать оптимальную структуру взаимодействия государства и предприятий, эксплуатирующих опасные объекты. Для этого в первую очередь проводим максимальную реструктуризацию нашего ведомства, дабы минимизировать уровень коррупции. Чтобы нерадивые чиновники не строили на надзоре свой бизнес. Еще в прошлом году центральный аппарат был сокращен на 25 процентов. Количество территориальных управлений сократится с 84 до 38. Мы проводим серьезную кадровую чистку в своих рядах, избавляемся от самых коррупционных должностей в нашем ведомстве - руководителей и их замов. Уже в два раза сократили начальственный аппарат. Реформа нашего ведомства должна быть завершена к 1 июля.

— Какие санкции ждут компании, которые допускают на своих объектах аварии и случаи травматизма?

— Одним вынесением предписаний предприятию не отвертеться. Самого руководителя может ждать штраф в размере 20 тысяч рублей, его переаттестация. Кроме того, налагается штраф и на само юридическое лицо, который в случае наличия экологического ущерба будет очень чувствительным для собственника, который может достигать нескольких миллиардов рублей.

— Вы предлагаете освободить экспертные организации от необходимости утверждать свои заключения в Ростехнадзоре...

— В ближайшие месяцы доведем эту работу до логического завершения. Вообще пытаемся добиться того, чтобы чиновники не имели никакого отношения к проведению экспертиз. Это коррупционный рынок, через который, по разным оценкам, проходит около одного миллиарда долларов в год. Даже сам факт рекомендации чиновником той или иной экспертной организации как наиболее компетентной уже недопустимо. Мы будем информировать только о недобросовестных компаниях.

Кроме того, предлагаем законодательно внести уголовную ответственность экспертов экспертной организации за недобросовестное заключение. Так как не раз случалось, что результат неверно проведенной экспертизы приводил к человеческим жертвам.

Объекты внимания Ростехнадзора
Ольга Бухарова
"Российская Бизнес-газета" №703 (19) от 26 мая 2009 г.


 О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ 

Депутаты отклонили законопроект о прекращении строительных лицензий

Фото В Госдуму был внесен законопроект, касающийся прекращения строительных лицензий с 01 января 2010 года. Между тем лицензии у строительных компаний, согласно уже принятым и подписанным законам, будут аннулированы сразу же после ближайших новогодних праздников.

4 июня депутаты Комитета по собственности рассмотрели проект федерального закона "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" и статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

В чем суть внесенных поправок? Известно, что в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2009 года прекратилось предоставление лицензий на строительные виды деятельности, а с 1 января 2010 года вообще прекращается лицензирование указанных видов деятельности.

Согласно предложенному законопроекту, указанный пункт предлагается дополнить еще одной правовой нормой уже о том, что действие лицензий, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года. В пояснительной записке к законопроекту в качестве обоснования необходимости его принятия указано, что в настоящее время сохраняется механизм продления ранее выданных лицензий по заявлению лицензиата, в результате чего тормозится переход к развитию института саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования и строительства.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" под "лицензированием" понимаются мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании, отмечает председатель комитета Виктор Плескачевский.

Таким образом, действующее в настоящее время положение о прекращении лицензирования строительных видов деятельности с 1 января 2010 года означает прекращение осуществления всех указанных мероприятий и переход в императивном порядке к иному механизму регулирования соответствующих видов деятельности - институту саморегулирования, который будет производиться в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ".

По мнению депутатов Комитета по собственности, независимо от срока, на который продлено действие лицензии, она утрачивает силу со дня прекращения лицензирования соответствующего вида деятельности, в силу чего такое продление не может быть препятствием для развития институтов саморегулирования.

По мнению В. Плескачевского, предлагаемая законопроектом правовая норма является избыточной и по существу дублирует действующие положения федерального закона, при этом исключительно в отношении трех видов деятельности - инженерных изысканий, проектирования и строительства. В то же время необходимо учесть, что с 1 января 2010 года прекращается также лицензирование аудиторской деятельности и осуществляется переход на методы ее саморегулирования, установленные Федеральным законом "Об аудиторской деятельности". При этом законопроект не предусматривает введение для указанного вида деятельности нормы, предлагаемой к введению в отношении строительных видов деятельности.

"По указанным причинам депутаты Комитета рекомендовали Государственной думе отклонить указанный законопроект", - заключил В.Плескачевский.

ИА "Альянс Медиа", 05 июня 2009 г.


 ИНИЦИАТИВА 
Добавить срок
Лицензирование строительной деятельности предложено продлить на два года

Депутаты Вологодской области предложили своим коллегам из Госдумы изменить сроки прекращения лицензирования строительной деятельности. По их мнению, в период финансового и экономического кризиса установленное законом требование о внесении денежных средств в компенсационный фонд является невыполнимым (максимальный взнос - один миллион рублей), особенно для малого и среднего бизнеса.

Напомним, что согласно законодательству с 1 января 2010 года лицензирование отдельных видов строительной деятельности (строительство, подготовка проектной документации и инженерные изыскания) заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях (СРО), которые предполагают наличие компенсационного фонда.

Эксперты и участники рынка считают, что проблема, озвученная региональными депутатами, надумана и оснований для продления срока лицензирования нет.

"Проблема, поставленная депутатами, не совсем понятна, - говорит Александр Самойлов, директор правового департамента Ассоциации строителей России. - Организации, осуществляющие подготовку проектной документации, инженерные изыскания, строители объединяются в СРО и уже включены в реестр. Все они используют страховую схему, при которой взнос в компенсационный фонд составляет 150 тысяч рублей, для строителей - 300 тысяч рублей. Необходимо также отметить, что минрегионом разработан перечень видов работ, который требует обязательного членства в СРО. Он, кстати, достаточно узкий. Большинство работ, которые, как правило, выполняет малый бизнес, например малярные, штукатурные и т.д., в перечень не включены. Это означает, что малые предприниматели могут работать без лицензии и им не надо объединяться в СРО. Если организация выполняет работы, считающиеся опасными, то членство в СРО обязательно и ответственность в таком случае должна быть одинакова. На самом деле ответственный малый бизнес эти проблемы решает. Сегодня уже есть практика создания СРО, в которые входят только субъекты малого бизнеса".

Возврат к лицензированию в строительной отрасли может перечеркнуть ту работу, которая была проведена в прошлом году, уверен Сергей Сидоров, исполнительный директор СРО НП "Альянс строителей". "Внесенные изменения в Градостроительный кодекс стали ответом на ситуацию, сложившуюся в стройкомплексе. Высокая аварийность на стройплощадках, выполнение работ неквалифицированными специалистами, отсутствие материально-технической базы - эти проблемы лицензирование решить не смогло, - пояснил "РБГ" эксперт. - Саморегулирование позволит очистить отрасль от компаний, не соответствующих требованиям сегодняшнего рынка, а также фирм-однодневок, созданных для одноразовых целей.

В реестре саморегулируемых организаций уже 22 строительных СРО. Хочу заметить, что более половины компаний - членов зарегистрированных СРО - представители малого и среднего бизнеса. Действительно, СРО созданы не во всех регионах. Тем не менее, законодатель не установил ограничений для компаний, желающих вступить в саморегулируемую организацию другого города или области. У компаний, не имеющих средств для оплаты взноса в фонд, есть варианты решения проблемы. Например, объединение с другими организациями малого бизнеса, получение кредита в банке. Прецеденты уже есть".

Юлия Васильева
"Российская Бизнес-газета" №714 (30) от 11 августа 2009 г.


 ПРЕДЛОЖЕНИЕ 
Для малышей - вход отдельный
Небольшие строительные компании нуждаются в особом регулировании

В Госдуму внесен законопроект "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ", который предлагает сократить минимальные размеры взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации (СРО) для членов, являющихся субъектами малого предпринимательства: для предприятий, выполняющих инженерные изыскания или подготовку проектной документации, - до 250 тыс. руб., для лиц, осуществляющих строительство, - до 500 тыс. руб. Если СРО установлены требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, минимальные взносы малого предприятия в компенсационный фонд составят соответственно 100 и 200 тыс. руб.

Эти поправки очень важны для малого и среднего строительного бизнеса. По оценке Росстата, доля малых строительных предприятий численностью в среднем до 8 человек составляет 32% от общего числа предприятий и организаций в строительной отрасли. Малый и средний бизнес занят в основном в малоэтажном строительстве, проектировании, в отделочных и других работах.

Проблема в том, что с 1 января 2010 года допуск на рынок всем строительным компаниям может выдать только СРО. При этом, чтобы стать членом СРО, необходимо заплатить взнос в компенсационный фонд, одинаковый как для крупных концернов, так и бригад из нескольких человек. То есть 1 млн рублей. Кроме того, каждая СРО вправе определять размер единовременных вступительных и регулярных членских взносов.

Системные проблемы связаны с тем, что основой для создания СРО станут крупные предприятия-монополисты, а также предприятия, представляющие интересы региональной элиты, что приведет к массированному выдавливанию предприятий малого и среднего бизнеса с легального рынка строительных услуг. Монополизация строительного комплекса могут привести к дальнейшему росту стоимости строительной продукции, к уменьшению объемов жилищного строительства и росту цен на жилье.

Изменить ситуацию может создание отдельного вида специализированных СРО для малоэтажного строительства, что создаст доступные условия для выхода на рынок тех предпринимательских структур, которые до сих пор находятся в тени. Отдельная СРО для малоэтажного строительства позволит отрасли создать специализированные внутренние стандарты, создать наиболее благоприятную для развития малоэтажного строительства среду и строить по-настоящему доступное и качественное жилье.

Подобные СРО должны удовлетворять более упрощенным требованиям, чем СРО строительных организаций, работающих в сфере многоэтажного строительства. В частности, для них должны быть снижены размеры взносов в компенсационный фонд, сокращен перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Ведь одни и те же по формальным признакам виды работ в малоэтажном и высотном строительстве имеют принципиально разный уровень риска. Например, монтаж малоэтажных домов из специальных комплектов возможен без использования сложной строительной техники, рассчитан на сборку рабочими невысокой квалификации.

И хотя малоэтажное строительство исключено из перечня особо опасных работ, утвержденного минрегионом, это не панацея для строительного бизнеса в этом секторе, поскольку перечень может измениться, и мы попадем под действие закона о СРО. Более того, если для ИЖС абсолютно логично освобождение от принципов саморегулирования и соответствия высоким техническим требованиям, поскольку люди строят для себя и сами берут на себя риски, то в малоэтажной застройке больших территорий - индивидуальными, сблокированными, многоквартирными домами до трех этажей - отсутствие регулирования недопустимо и может привести к самым печальным последствиям.

Елена Николаева, президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства
"Российская Бизнес-газета" №714 (30) от 11 августа 2009 г.


 СТРОИТЕЛЬСТВО 
Строительный срок
Власти готовы помочь запустить механизм саморегулирования

С 1 января 2010 года допуск к работам строительным компаниям будут выдавать саморегулируемые организации (СРО).
Механизм саморегулирования позволит строителям расправить крылья.
Фото: Владимир Смирнов

Все, кто в эту систему не попадет, на законных основаниях смогут разве что клеить обои. Действие государственных лицензий прекращается.

Много званых, да мало избранных

Процесс перехода к саморегулированию удостоился тех же переживаний, что и подзабытая ныне "проблема-2000". В 1999 году все боялись, что 1 января компьютеры перепутают ХХI век с нулевым и испортят человечеству жизнь везде, где ею управляют, - от светофоров до атомных станций. Сейчас можно услышать, что в тех регионах, в которых до января не успеют зарегистрировать СРО, с нового года отрасль замрет.

Эти опасения основаны на том, что Ростехнадзор, уполномоченный регистрировать и контролировать строительные саморегулируемые организации, внес в госреестр пока только двадцать СРО, из них половина - в Москве и Санкт-Петербурге. В большинстве регионов отраслевые некоммерческие партнерства (НП), планирующие получить статус СРО, находятся на разных стадиях организационного процесса. А он непрост. Не менее ста предприятий должны объединиться в НП, заплатить внушительный взнос в компенсационный фонд, выработать стандарты качества работ, механизмы контроля и дисциплинарного воздействия на членов партнерства. Ростехнадзор рассматривает документы очень тщательно, и лишь единицы попали в реестр с первой попытки. В частности, некоторым было отказано из-за нарушения условия о количестве членов некоммерческих партнерств.

Проблема с численностью рядов НП - далеко не главная, но первая: нет ста членов - партнерство в качестве СРО не зарегистрируют. Дело здесь не в том, что в регионах мало строительных организаций. Напротив, во времена бума, признают специалисты, лицензии выдавались едва ли не всем желающим. Скажем, в Ярославской области их было более четырех тысяч. Однако далеко не все строительные организации спешат вступить в НП. В одном сейчас около 150 членов, в другом - 17. В Ивановской области более 80 организаций вступили в "Ивановское объединение строителей", более 40 - в "Ивановское ОПСК", остальные еще в раздумьях. В НП "Союз строителей Верхней Волги" - около 140 участников из Костромской и Ивановской областей.

В регионы "забрасывают удочки" москвичи, уже оформившие отношения с Ростехнадзором, и приглашают в свои ряды местные компании. Главный аргумент: "Вам регистрацию не осилить. Останетесь с нового года без работы. А у нас все уже сделано". Однако те, как правило, рассчитывают до декабря попасть в госреестр, чтобы с января члены организации могли работать на законных основаниях - на оформление допуска отводится до месяца. Эти стремления поддерживают и в региональных администрациях.

- По закону вмешиваться в деятельность некоммерческих партнерств власть не может, но мы оказываем организационную и правовую поддержку, - говорит заместитель директора департамента строительства Ярославской области Денис Мещеряков. - Наша цель - иметь свои СРО, чтобы защищать интересы региональных строителей.

Ту же мысль высказывал заместитель председателя правительства Ивановской области Андрей Чужбинкин.

Ценз неплатежеспособности

Один из камней преткновения, лежащий на дороге в СРО, - взнос, который каждое предприятие должно уплатить в компенсационный фонд. Гендиректор НП "Союз строителей Верхней Волги" Михаил Фирко признался, что с формированием этого фонда есть проблемы, пришлось даже вести переговоры с банками. Тем более что есть и другие взносы - вступительный и годовые членские (в регионах они относительно невелики), а также расходы на обязательное страхование гражданской ответственности. Минимальная страховая сумма - один миллион рублей, максимальная законом не установлена, у красноярских строителей, например, это 170 миллионов.

Коллективная ответственность заставит членов саморегулируемой организации соблюдать все строительные нормы

Понятно, что крупному предприятию легче расстаться с такими средствами, чем малому или среднему. При этом именно небольшие фирмы суммарно выполняют основной объем субподрядных работ в строительстве. Президент тверского НП "Региональное отраслевое объединение строителей" Игорь Хлебников привел такие данные: в 2008 году в области работали около 900 строительных компаний, свыше 800 из которых относились к предприятиям малого бизнеса. Как считают тверские строители, для них взнос в компенсационный фонд следует уменьшить до 150 тысяч рублей.

Но есть и другое мнение. "Если предприятие не может найти денег на взносы, ему нечего делать в отрасли, где столь высокий уровень ответственности за результаты работы", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель одной из строительных фирм.

Понятно, что крупному предприятию легче расстаться с такими средствами, чем малому или среднему. При этом именно небольшие фирмы суммарно выполняют основной объем субподрядных работ в строительстве. Президент тверского НП "Региональное отраслевое объединение строителей" Игорь Хлебников привел такие данные: в 2008 году в области работали около 900 строительных компаний, свыше 800 из которых относились к предприятиям малого бизнеса. Как считают тверские строители, для них взнос в компенсационный фонд следует уменьшить до 150 тысяч рублей.

Но есть и другое мнение. "Если предприятие не может найти денег на взносы, ему нечего делать в отрасли, где столь высокий уровень ответственности за результаты работы", - сказал корреспонденту "РГ" руководитель одной из строительных фирм.

Око за око, зуб за зуб

Отмену лицензий переживают и те, для кого, собственно, строители и стараются - заказчики. Как будет работать механизм саморегулирования? Кто ответит за плохое качество возведенных объектов? Где гарантия, что неверно понимаемая корпоративная солидарность не приведет к тому, что СРО станет покрывать грешки некоторых своих членов?

Строители отвечают: выручать халтурщиков нет никакого смысла. И в этом - главное достоинство СРО.

- Задача саморегулируемой организации - разработать стандарты качества, внедрить их и контролировать, чтобы они соблюдались всеми членами организации, - объясняет генеральный директор ярославского НП "Главверхневолжскстрой" Евгений Кокоуров. - При нарушениях технологии, когда появятся претензии от заказчика, отвечать по обязательствам будет не только фирма, допустившая брак, но и СРО - своим компенсационным фондом. По закону средства в фонд должны быть возвращены в течение 60 дней. Если активов проштрафившейся компании не хватит, платить придется всем членам саморегулируемой организации. Такого рода коллективная ответственность заставит всех следить за соблюдением норм. Раз в год будет проверяться работа каждого предприятия, входящего в СРО.

Повышение качества строительства и "предупреждение причинения вреда" (как более доходчиво говорят строители, "чтоб возведенные дома не разваливались") - вот цели, ради которых СРО даны права применять к нарушителям корпоративных стандартов различные меры наказания - вплоть до исключительной. Заставить предприятие покинуть организацию можно только по очень веским основаниям. И после этого дорога во все отраслевые объединения ему будет заказана, со строительным бизнесом можно попрощаться. Впрочем, СРО выдают допуск только на виды работ, связанные с безопасностью. Клеить обои и красить полы можно и без особого разрешения. Строители признают, что сейчас, пока формируются списки в некоммерческих партнерствах, попасть в СРО относительно легко. Особенно если нет больших проблем с качеством исполнения работ и уплатой вступительных взносов. Тем не менее, многие предприятия уже на этом этапе потеряют шанс остаться в бизнесе - если за ними числятся грешки вроде неисполненных обязательств по выигранному тендеру. На них у строителей вырос "зуб мудрости" - за то, что перебивали заказы, роняя цены ниже плинтуса. Однако руководители НП обещают, что если отказы в приеме и будут, то только мотивированные, в строгом соответствии с законодательством. Волюнтаризм исключен прописанными процедурами.

Позже, когда НП получат статус СРО, они тоже будут принимать новых членов, но каждого рассмотрят, что называется, под микроскопом. Все понимают, что механизм саморегулирования окончательно отладится далеко не сразу. Но со временем, говорят руководители партнерств, качество должно вырасти - система стряхнет халтурщиков. Дайте только срок.

Светлана Чеканова, Иваново-Кострома-Тверь-Ярославль
"Российская газета" - Экономика Центрального округа №4976 от 18 августа 2009 г.


 МНЕНИЕ 
СРО. Пора подняться?

Строительные компании, которые не вступят в СРО в течение этого года, после 1 января 2010 года просто окажутся за бортом. Принятые в июле прошлого года поправки в Градостроительный кодекс фактически застали строительную отрасль врасплох. Это заметно и по количеству компаний, уже вступивших в СРО, и по количеству некоммерческих партнерств, созданных и уже имеющих статус СРО. Всего из более 200 партнерств заявления в Ростехнадзор подали 80. Из них 37 успешно прошли проверки и были внесены в реестр саморегулируемых организаций. Сейчас процесс заметно ускорился. Некоммерческие партнерства уже более уверены в своих силах, они могут воспользоваться опытом первопроходцев.

Как показал опыт первых СРО, главная проблема - недостаточное количество членов партнерства. В Москве и Санкт-Петербурге этот вопрос не стоит, здесь все решается географическим масштабом. Но для многих региональных СРО объединение минимум 100 реально работающих строительных компаний оказалось невыполнимой задачей. Казалось бы, выдано 260 тысяч строительных лицензий, а вступили в СРО всего 1 процент организаций. Возникает логичный вопрос - о чем думают все остальные компании? Очевидно, что значительная часть оставшихся организаций - компании, не соответствующие требованиям СРО. Поэтому уже сейчас можно говорить о том, что саморегулирование успешно справляется с одной из основных задач - санацией рынка.

Недобор членов происходит и по причине низкой информированности строительного сообщества. Часть компаний не знает о переходе на саморегулирование или полагает, что они смогут и дальше работать по лицензии, выданной до 2012-2013 годов. Многие до сих пор надеются на продление лицензирования, хотя эта система за целое десятилетие так и не смогла разрешить массу проблем, накопившихся в отрасли. Среди них создавшийся в отрасли правовой вакуум, низкая квалификация персонала и высокая аварийность на строительных объектах.

Главная проблема СРО -
недостаточное количество членов партнерства

Еще один важный фактор, который приведет к качественным изменениям в стройкомплексе - жесткие требования, предъявляемые к членам СРО: наличие квалифицированных специалистов и материально-технической базы. Все это позволит оставить на рынке только профессиональных игроков.

Несмотря на многочисленные трудности, создание СРО продолжается. Еженедельно статус получают один-два некоммерческих партнерства, однако есть много регионов, где пока нет ни одной СРО, в том числе в таких крупных областях, как Свердловская, Челябинская, Новосибирская, Ростовская, Тверская. Решение проблемы видится в объединении тех НП, которые не могут набрать достаточное количество членов. Уже есть прецеденты подобных слияний: территориальные строительные союзы Пензы, Тольятти, Ульяновска, Тамбова и Саранска организовали единую межрегиональную СРО.

Думаю, к началу 2010 года система СРО окончательно сформируется. Но к этому времени, возможно, возникнет иной круг проблем, которые придется решать на более высоком уровне. Один из аспектов - разработка единых подходов к деятельности СРО. Это касается в первую очередь требований к выдаче свидетельств о допуске к работам. Поскольку закон закрепляет лишь минимальные требования, у отдельных СРО они могут разниться. Хотелось бы, чтобы этот важный документ был унифицирован. Плюс ко всему некоторые моменты в законодательстве о СРО не конкретизированы. Это относится к правилам страхования гражданской ответственности, которые придется создавать практически с нуля. Эту и другие задачи по унификации правил и стандартов будет решать, конечно, не отдельно взятая СРО, а крупная структура - Национальное объединение СРО в строительстве. Создание такой структуры может быть завершено уже к началу 2010 года.

Александр Халимовский
"Российская Бизнес-газета" №715 (31) от 18 августа 2009 г.



Приглашаем ученых и инженеров, аспирантов и студентов, а также,
заинтересованные институты, фирмы, организации и частных лиц, принять участие в размещении
информации в интернет-газете, посвященной холодильной и близкой ей тематике.

Учредитель и издатель интернет-газеты: ООО "АВИСАНКО" (Москва).
Адрес редакции: Россия, 115551, Москва, Шипиловский проезд, д.47/1, офис 67-А.
Тел./факс: +7 (495) 343-43-71, тел.: +7 (495) 343-43-48, 223-60-50 доб. 132.

Головной сайт: www.avisanco.ru.

E-mail: info@holodilshchik.ru

Первый выпуск первой в России интернет-газеты по холодильной и
близкой ей тематике - "Холодильщик.RU" - вышел в свет в январе 2005 г.
Интернет-газета зарегистрирована Федеральной службой по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Руководитель проекта и Главный редактор: Маргарян С.М. (АВИСАНКО, ООО)
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несет.
При перепечатке статей, ссылки на их авторов и интернет-газету обязательны.
Разместите на своем сайте нашу кнопку... Rambler's Top100 Многоязыковая поисковая система...





Авторские права © 2005-2020 // MARGARY@N




Партнеры: